«Восточное партнерство» все чаще становится информповодом. В этой организации, объединившей Украину, Молдову, Белоруссию, Азербайджан, Армению и Грузию, видят и альтернативу СНГ, и оппозицию России. Евросоюз откровенно пытается ставить эти государства перед выбором между Россией и ЕС. Нужно ли нашей стране влезать в эти игры?
О «Восточном партнерстве» говорят много. Эту организацию называют и европейской альтернативой СНГ, и прямой угрозой национальной безопасности России. Сегодня наша страна готова сделать шаг навстречу этой организации для реализации конкретных экономических проектов – однако это значит не больше, чем российское «партнерство» с НАТО.
Россию больше всего раздражает то, что участников «Восточного партнерства» ставят перед выбором между Россией и ЕС. Об этом заявил вчера постоянный представитель России при ЕС Владимир Чижов, отметив, что признаки этого проявились на этапе комплектования этой программы.
«Для России важно, чтобы реализация этой инициативы не приводила бы к созданию новых разделительных линий в Европе и внесению раздражительности во взаимоотношениях как этих шести стран (участников программы) с Россией, так и России с ЕС», - цитирует слова Чижова РИА «Новости».
Напомним, Восточное партнерство (EaP) – инициатива Европейского союза. Проект был презентован Польшей при участии Швеции 26 мая 2008 года. Программа проекта утверждена в декабре прошлого года. Целью «Восточного партнерства» является сближение Евросоюза с шестью странами - бывшими республиками СССР. А именно, Украиной, Молдовой, Азербайджаном, Арменией, Грузией и Белоруссией.
Вместе с тем, по словам Владимира Чижова, Россия не исключает возможности подключения к конкретным проектам европейской программы «Восточное партнерство».
Стоит ли России опасаться развертывания этого проекта, и нужно ли в нем участвовать?
Как в интервью Bigness.ru рассказал директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО Алексей Портанский, сами причины появления такой инициативы, как «Восточное партнерство», для России звучат не радостно.
А именно, для стран бывшего Советского Союза Россия стала менее привлекательной для сотрудничества, чем ЕС. Это осознают и в столицах бывших союзных республик, и, разумеется, в Европейском Союзе.
Своим участникам «Восточное партнерство» обещает финансовую поддержку, хотя пока речь идет о небольших суммах (Евросоюзом на программу выделено 600 млн евро, однако эта сумма будет распределена на 5 лет). Вместе с тем, финансовая помощь может сочетаться с другими видами помощи, поэтому, в конечном счете, преференции для стран-участниц могут быть значительными, подчеркнул А. Портанский.
Помимо прочего, в действиях Евросоюза прослеживается заинтересованность в решении своих собственных проблем. «Это, конечно подталкивание стран-участников “Восточного партнерства” к тому, чтобы содействовать поиску альтернативных путей энергоснабжения ЕС», - говорит директор Информационного бюро по присоединению России к ВТО. Речь идет, прежде всего, о проекте газопровода Набукко.
Что касается участия России в проектах «Восточного партнерства», то вопрос заключается в том, в какой степени наша страна будет приглашена к участию.
Вместе с тем, «России, конечно, надо участвовать, а если будет возможность, то и иметь право голоса в этой организации», - считает наш собеседник. – «Поскольку мнение такой большой державы как Россия в регионе не может быть проигнорировано».
В то же время, говорить о новых разделительных линиях в контексте «Восточного партнерства» преждевременно, уверен А. Портанский. «Это же чисто экономическое сотрудничество, далеко не НАТО», - подчеркнул он.
Более того, несмотря на активные обсуждения этой инициативы, проект находится только в начальной стадии.
Например, на недавнем саммите, посвященном «Восточному партнерству» в Праге, не присутствовали представители Великобритании и Франции. Это свидетельствует о том, что проект пока еще не воспринимается во всех столицах стран ЕС однозначно серьезно, напомнил А. Портанский.
С такой точкой зрения согласился эксперт Центра политической конъюнктуры России Дмитрий Абзалов. По его словам, как организация «Восточное партнерство» пока практически не работает, однако, как информационный повод в политических играх уже активно используется. Проект не имеет своих структурных органов («Восточное партнерство» не имеет собственного секретариата, оно будет контролироваться непосредственно Европейской Комиссией).
Вместе с тем, многие страны, приглашенные к участию в «Восточном партнерстве», уже использовали это шанс с целью лоббирования своих экономических и политических интересов, рассказал Д. Абзалов. Например, Украина «заигрывала» с этой организацией в связи с манипуляциями ценами на газ. Белоруссия через свое членство пыталась получить кредит, напомнил эксперт Центра политической конъюнктуры.
С экономической точки зрения России невыгодно участие в «Восточном партнерстве». Тем более, когда в кризис Еврокомиссия сокращает все внешние программы.
Однако сотрудничество с этим проектом позволило бы убрать его идеологическую основу как альтернативу России, отметил наш собеседник из Центра политической конъюнктуры.
Дарья Юрищева