Весь мир (за очень редким исключением) продолжает подсчитывать потери от кризиса. Позитивный тон в западных СМИ, навеянный на прошлой неделе оптимистичными выступлениями глав Федеральной резервной системы США и Европейского центрального банка, был быстро подавлен неутешительными данными из разных уголков мира.
Так, несмотря на отмечаемые инвесторами и аналитиками улучшения в экономике, опубликованные в среду данные министерства торговли США показали, что потребители пока не готовы тратить деньги, Розничные продажи в прошедшем месяце упали на 0,4% с поправкой на время года. Хотя продажи автомобилей и запчастей, товаров для дома, спортивных товаров и книг слегка выросли, продажи электроники и бытовой техники упали на 2,8%, а бензина — на 2,3%.
Для магазинов розничной торговли США это означает, что для того, чтобы остаться на плаву, им придется предлагать большие скидки и устраивать распродажи, пишет New York Times.
Еще большие проблемы испытывает южный сосед США – Мексика. Будучи десятым по величине автопроизводителем мира, эта страна несет огромные убытки из-за снижения спроса на автомобили, пишет информационное агентство Reuters. Автомобильное производство Мексики упало на 46,6% в апреле по сравнению с тем же месяце прошлого года из-за сокращения спроса в США.
Мексиканская автомобильная ассоциация также сообщила, что экспорт снизился на 41,0% по сравнению с апрелем 2008 г. В мексиканском автопроме, который сокращает рабочие места и останавливает заводы, доминируют General Motors Corp, Nissan Motor Co., Volkswagen AG, Ford Motor Co и обанкротившийся Chrysler.
Индикатором кризиса спроса, повлекшего глубокий спад мирового производства, может служить отрасль морских перевозок. New York Times приводит характерную для сегодняшнего дня картину. В Малаккском проливе, отделяющем Сингапур и Малайзию от Индонезии, скопилось 735 грузовых кораблей — около 4% мирового флота, что хорошо иллюстрирует спад в международной торговле.
Согласно опубликованным во вторник данным, в апреле экспорт Китая упал на 22,6% по сравнению с прошлым годом, у Филиппин в марте — на 30,9% и у США — на 2,4%. Руководители и специалисты, занятые в отрасли морских грузоперевозок отмечают, что при текущем объеме торговли, восстановления в ближайшем будущем ждать не приходится.
Западные СМИ приводят и другие, весьма неожиданные последствия кризиса. Рост мошенничества в сегменте интернет-рекламы снижает эффективность этого канала продаж, который для многих компаний остался единственной доступной альтернативой в нынешних условиях. В связи с экономическим спадом многие рекламодатели в интернете перешли на контекстную рекламу как на более экономичный формат, позволяющий измерить количество переходов на их веб-страницу. Это единственный вид рекламы, объем которого в прошлом году вырос – до 57% с 52% в 2007, отмечает New York Times.
Но, вместе с тем, увеличились и случаи мошенничества, когда на одну страницу за небольшой срок приходится множество переходов с одного IP-адреса, причем зачастую из регионов, где рекламодатель не работает. В итоге рекламодателям приходится переплачивать — в прошлом году лишние затраты составили в среднем 13%.
Продолжая констатировать потери, иностранные обозреватели обращают свой взор на страны, каким-то чудом избежавшие (по крайней мере, до сих пор) пагубного влияния экономического кризиса. На прошлой неделе вызвала резонанс статья в New York Times, посвященная Норвегии. Эта страна, которая, как и Россия, своим процветанием обязана экспорту нефти, до сих пор осталась на плаву и демонстрирует рост.
Цены на жилье в Норвегии за последние десятилетие выросли втрое, но обвала рынка недвижимости, как во всем мире, не произошло благодаря отсутствию махинаций с ипотеками, и после 15-процентной коррекции цены снова начали расти. Доля банков в экономике страны составляет всего 2%, а строгий государственный надзор за их кредитной политикой не позволил им принять на себя риски подобные тем, что обвалили банковскую систему Исландии.
Элиты менее удачливых стран только начинают переосмысливать собственные ошибки, пытаясь выйти из экономического пике. Конца же этому падению пока не видно. По мнению лауреата Нобелевской премии по экономике американского экономиста Джозефа Стиглица, слова которого приводит Bloomberg, падение мировой экономики еще достигло дна, хотя и оно не за горами. «Мы сейчас скорее в конце начала, чем в начале конца», - говорит нобелевский лауреат.
Переводы предоставлены агентством Ex Libris