Кому кризис грозный судия, кому - добрый Дедушка Мороз. В экономике есть отрасли, которые во времена финансовых пертурбаций получают шанс для активного развития. Прежде всего те из них, кто обслуживает базовые человеческие потребности. Например, производство продуктов питания, одежды, обуви, недорогой косметики. Не внакладе останется и сельское хозяйство.
Счастливый билет в кризис также получают Интернет и наукоемкие технологии. Впрочем, зря жалуются на свое бедственное положение и нефтяные компании. Про сверхприбыли им пока стоит забыть, но работать в убыток также не придется.
Влияние явлений такого масштаба как кризис не может быть одинаковым для всех. На целые сектора экономики «великий и ужасный» кризис обрушился со всей мощью своего гнева. Однако некоторые отрасли имеют шанс не только пережить «чуму двадцать первого века», но и получить от кризиса хороший «заряд бодрости».
Так кто же эти счастливчики? Как выяснил Bigness.ru, мировой промышленности предстоит стать более…наукоемкой. Кризис вынудит людей искать способы эффективного ведения бизнеса, удешевления производства и сбережения энергии. Кроме того, мир еще сильнее запутается в виртуальной сети: Интернет-индустрия окажется в авангарде развития.
Человеку в этом мире придется стать аскетичнее: довольствоваться хлебом насущным и предметами первой необходимости, а также не чураться занятий сельским хозяйством. Финансовый сектор «вернется к истокам» и существенно упростится.
На вопрос Bigness.ru, какие отрасли в кризис получат возможность активно развиваться, аналитик Rye, Man&Gor Securities Сергей Перминов ответил: производство базовых потребительских товаров, фастфуд, Интернет, и…нефтегазовый сектор.
Что касается базовых потребительских товаров, то в кризисную эпоху преимущество компаний, их производящих, очевидно. От продуктов питания, бытовой химии человек отказаться не сможет. Это относится и к фастфуду – сегодня он становится альтернативой дорогим ресторанам.
В Интернет, вероятно, «уйдут» многие традиционные услуги, например, финансовые сервисы, увеличится сегмент розничной торговли. Виртуальная сеть в кризис особенно привлекательна для компаний, так как позволяет им сокращать издержки на содержание офисов, и пр.
Больше всего в кризис страдают недвижимость, и автомобилестроение, сегмент роскоши в целом, а также отрасли, предлагающие услуги не первой необходимости, и, конечно, финансовый сектор.
Нефтегазовый сектор, как ни парадоксально, также может выиграть, заметил Сергей Перминов из RMG. Промышленность в любом случае потребляет энергию, а по выходу из кризиса многие эксперты пророчат дефицит нефти (поскольку сейчас нефтяные компании сокращают добычу, и не инвестируют в разработку новых месторождений).
Вместе с тем, аналитик Rye, Man&Gor Securities подчеркнул: в лучшем положении в кризис оказались в первую очередь те отрасли и компании, которые в своем развитии не делали основную ставку на кредитные ресурсы.
Главный экономист Альфа-Банка Наталья Орлова в интервью Bigness.ru отметила: в ближайшее время рост мировой экономики, скорее всего, будет осуществляться за счет господдержки. Та модель экономического развития, когда частное потребление было двигателем экономики, едва ли скоро запустится.
Таким образом, создавать тенденции роста будут правительства разных стран. Государства могут себе позволить инвестировать в долгосрочные проекты, высокие технологии, иными словами, в «научную революцию».
Кроме того, многие компании, которые раньше инвестировали в финансовые рынки, сегодня будут вкладываться в реальный сектор. Роль фондов прямых инвестиций в любом случае возрастет, подчеркнула старший экономист Альфа-банка. Частные инвесторы, вероятно, будут также вкладывать средства в направления, связанные с высокими технологиями, оптимизацией производства (как, например, энергосберегающее оборудование).
В числе отраслей и рынков, которым придется «съежиться», Наталья Орлова назвала индустрию, обслуживавшую строительный и потребительский бумы. Наша собеседница также согласилась с аналитиком RMG , что в финансовом секторе будет увеличиваться роль простых инструментов, как, например, гособлигаций.
Координатор научных программ, доцент Международного института экономики и финансов ВШЭ Алексей Белянин рассказал Bigness.ru , что из числа производителей потребительских товаров, в лучшем положении окажутся сельхозпроизводители.
Отметим, что земледелие и животноводство в России – те немногие отрасли, которые показывают рост в кризисное время. Возможности для развития также получат региональные производители.
Алексей Белянин из Высшей школы экономики согласился, что нефтегазовая энергетика выберется из кризиса быстро. Ведь цена даже в $50 за баррель позволяет компаниям работать не в убыток. Впрочем, о сверхприбылях нефтяникам пока стоит забыть.
По словам доцента Международного института экономики и финансов, в лучшем положении окажутся те отрасли, которые оказывают услуги конечному потребителю. Тем, кто предоставляет услуги b2b (то есть, бизнесу) придется тяжелее, поскольку они зависят от уровня деловой активности.
Другие сырьевые отрасли, как например, металлургия, ожидают «не очень радостные перспективы», - заметил Алексей Белянин из ВШЭ. В первую очередь потому, что такая металлоемкая отрасль как машиностроение очень существенно пострадает в кризис.
В автомобилестроении, в частности, очень дорогое производство, а заменителей продукту много (например, подержанные автомобили, общественный транспорт). Банкротство мирового лидера General Motors весьма показательно для характеристики положения в отрасли. Однако сложности переживает и авиация, и судостроение.
Например, перспективы нового российского среднемагистрального пассажирского самолета SuperJet 100 «плачевны», - отметил Алексей Белянин.
Что касается отдельных отраслей внутри России, то как Bigness.ru рассказал руководитель направления реального сектора Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования (ЦМАКП) Владимир Сальников, наименее пострадавшими секторами у нас также стали отрасли, связанные с повседневным потребительским спросом.
Это производство продуктов питания, парфюмерии и косметики (поскольку отечественная косметика относится к сегменту mass market), обуви и одежды.
В какой-то мере, российские производители даже получили конкурентное преимущество, по сравнению, например, с китайскими, поскольку рубль девальвировался, а курс юаня правительство КНР удерживает.
Что касается строительства, то в этом секторе в России «многое будет зависеть от политики государства».
С одной стороны, «перегретость» сегмента недвижимости в последние годы и отсутствие на рынке действительно доступного жилья не внушают надежд на рост в этой отрасли в ближайшие годы.
С другой стороны, строительство обладает мультипликативным эффектом для экономики (то есть, поддержка строителей помогла бы и производителям стройматериалов). Таким образом, можно надеяться, что на помощь строительному комплексу все-таки придет государство.
Вместе с тем, «ожидать быстрого роста ни от какого сектора экономики не приходится», - подчеркнул Владимир Сальников. В России многое будет зависеть от мировой конъюнктуры.
Дарья Юрищева