Сложная ситуация в мировой экономике, которая длится уже два года (если считать её началом лето 2007 года), порядком истрепала нервы жителям развитых капиталистических стран, судя по заголовкам западных СМИ. России и её соседям по бывшему СССР эти переживания даются не в пример легче – видимо, сказывается опыт существования в ситуации перманентного кризиса.
Помните, как телевизионные дикторы гробовым голосом объявляли: «Продуктов в столице осталось на два дня»? Среднестатистическому жителю капстраны не приходилось слышать таких вещей прежде. Поэтому и страхов нынешний кризис вызывает у них больше.
Просматривая иностранные СМИ за прошлую неделю, складывается ощущение, что жители развитых стран бояться роста экстремизма, свиного гриппа, жестоких работодателей, а также повторения нынешнего кризиса.
По данным опроса проведенного Harris Interactive совместно с France 24 и газетой International Herald Tribune, большинство жителей западных демократических стран опасаются усиления политического экстремизма в течение ближайших трех лет в результате финансового кризиса. В США, Великобритании, Германии, Франции, Италии и Испании 86% опрошенных ожидает массовых беспорядков, демонстраций и забастовок, причем половина из них — в их собственных странах. Также опрошенные считают, что вырастет иммиграция (60%), религиозный фанатизм (45%) и нарушения свободы и прав человека (41%). Более половины опрошенных опасаются потерять работу, пенсию, возможность оплачивать медицинские и коммунальные услуги.
Историческая память подсказывает европейцем, что на руинах, порожденных экономическим хаосом, хорошо взрастают диктаторы, как это было в 30-ых годах прошлого века.
Пуще новых гитлеров жители стран Запада бояться свиного гриппа. Вспышка свиного гриппа может уничтожить хрупкие признаки восстановления глобальной экономики, но степень воздействия будет зависеть от уровня смертности и паники, говорят аналитики, опрошенные агентством Франс-Пресс. В Азии, где некоторые страны находятся в рецессии, кризис воскресил воспоминания о вспышке атипичной пневмонии в 2003 году, которая унесла сотни жизней, нанесла удар по туризму и заставила экономики региона пошатнуться.
«Это еще один сильнейший вызов глобальной экономике, - говорит исследовательская компания Moody's Economy.com. – Эпидемия свиного гриппа в Мексике и его быстрое распространение в других странах может прервать торговлю и инвестиции, обострив мировую рецессию на неопределенный период». Если вспышка свиного гриппа окажется подобной атипичной пневмонии, воздействие на экономику будет острым, но продлиться всего несколько месяцев, считают экономисты. «Риск будет серьезным, если свиной грипп окажется более смертоносным, чем атипичная пневмония, а меры сдерживания - неэффективными», - говорит Леон Вай Хо, экономист Barclays Capital.
Но страшнее свиней и гриппа для западного обывателя стал собственный работодатель. Среди профсоюзов Британии растет озабоченность тем, что беспринципные работодатели используют кризис в качестве предлога для увольнений, сокращений заработной платы, уклонения от выплаты выходных пособий и перевода производства в другие страны, несмотря на отсутствие убытков, пишет Guardian. Как и в России, западные работодатели порой идут на задержку зарплат (оправдываясь кризисом), одновременно выплачивая огромные дивиденды акционерам.
Впрочем, борьба профсоюзов с нерадивыми компаниями обречена на неудачу, если CNN права в своем предположении: у западного человека под влиянием кризиса происходит переоценка ценностей. Материальные блага заботят их все меньше.
Marketing & Research Resources провела исследование среди американцев, которое показало: теперь они не только сокращают расходы, но и отрицают материализм. Безопасность, взаимоотношения и личный рост ставятся выше дохода.
Американцы все чаще выбирают семью и общество и задаются вопросом, чем они могут помочь окружающим, а не только себе. По данным исследования Marketing & Research Resources, около 10% американцев говорят, что посвящают больше времени благотворительности. Более половины признаются, что чувствуют себя виноватыми, покупая вещи без необходимости. 7 из 10 сказали, что проводить время с семьей для них теперь важнее, чем когда-либо.
В этом можно узреть тенденцию к отрезвлению всего западного общества. Но вериться в это с трудом. Для общества, в котором базовой ценностью человека является превосходство над другими людьми, такое смещение «ценностей», о котором говорит CNN, больше похоже на апатию и растерянность – привычный для них мир пошатнулся.
Сергей Малинин