Porsche вернул Volkswagen в семью

Осенним вечером 1933 года, в одном из залов отеля Кайзерхоф в Берлине разгорелся необычный спор. «Автомобиль с такими требованиями к конструкции не может быть дешевым», - восклицал коренастый мужчина с пышными усами. Второй собеседник, усы которого были гораздо скромнее, не менее яро утверждал: «Народный автомобиль должен быть современным и доступным, не дороже тысячи рейхсмарок!».

С этого диалога Фердинанда Порше и Адольфа Гитлера началась история двух мощных автомобильных корпораций Германии: Volkswagen и Porsche.

Народный автомобиль с эскиза фюрера был воплощен в металле под руководством Ф. Порше, он же стоял и у истоков огромного завода будущей «народной» автомобильной компании.

Долгое время Volkswagen оставался, по сути, государственным предприятием. Но теперь он возвращается в лоно семьи Порше.

В четверг стало известно о том, что Porsche SE и Volkswagen AG объявили о намерении объединиться одну корпорацию, которая будет выпускать автомобили под 10 различными торговыми марками.

Решение было принято после встречи акционеров Porsche и руководителей двух компаний, конкретные решения о структуре руководства объединенной компании будут приняты в течение следующих четырех недель, говорится в сообщении Porsche. При этом автогигант выплатит нынешним владельцам Porsche порядка $10-11 млрд, около $9 млрд из которых пойдёт на погашение долгов.

Это не только возвращение к истокам. Volkswagen на сегодняшний день является одной из крупнейших и наиболее успешных автомобильных компаний, контролирующей львиную долю всего европейского автомобилестроения.

На сегодняшний день Volkswagen принадлежат бренды Audi, SEAT, Škoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Scania (коммерческий автотранспорт). Помимо европейских активов, у компании есть дочерние производства в Бразилии, ЮАР, Австралии, Мексике, Китае.

План Porsche по поглощению Volkswagen начал претворятся в жизнь в сентябре 2005 года, когда известный производитель спорт-каров неожиданно объявил о намерении довести свою долю в Volkswagen с 5% до 20%. Конечной целью Porsche было приобретение 75% акций.

И приблизится к этой цели компании, основанной Фердинандом Порше, помог весьма хитроумный план, который отдельные наблюдатели назвали «гигантской аферой».

Пару лет назад Porsche начала скупку акций Volkswagen через ряд инвестбанков, что позволяет в течение достаточного периода времени скрывать – в чью пользу делались такие сделки.

Пока Porsche накапливала 74% акций Volkswagen, их цена, естественно, сильно выросла. На это клюнули агрессивные инвесторы в лице хедж-фондов, которые, видя «перегрев» котировок, решили заработать на их будущем (и, казалось бы, неизбежном) падении.

Логичный способ заработать на падении – взять бумаги в долг и продать их на рынке («продажа без покрытия»), с целью в будущем откупить их (закрыть короткую позицию) по более низкой цене.

Однако к тому моменту, когда спохватились спекулянты, в свободном обращении акций Volkswagen практически не осталось. На биржах вращалось не более 6% акций концерна, 20% законом закреплено в собственности у государства (ведь VW – это концерн, построенный на народные деньги). А 74% через инвестбанки тайно контролировала Porsche – у него-то и брали спекулянты в долг акции Volkswagen, сами того не ведая.

Курс акций, естественно, не падал. У спекулянтов сдали нервы и они начали закрывать эти позиции, закрывая глаза на убыток. Но чтобы купить позицию (т.е. вернуть одолженные акции) их нужно было где-то купить. А где, если из всех выкупленных хедж-фондами акций Volkwagen на бирже обращалось меньше половины (остальное крепко держала в своих руках Porsche).

Спекулянты начали выкупать все, что есть, а Porshe задирала курс, продавая «свои» акции по заоблачным ценам. При справедливой цене в 150 евро за штуку, за несколько дней гонки курс акций взлетел до 1000 евро, и Volkswagen на короткое время технически стал самой дорогой компанией в мире.

Комизм (а кому и драматизм) ситуации заключается в том, что проданные по бешеным ценам хедж-фондам акции вновь возвращались туда, где их и одалживали для спекуляций – т.е. к Porsche!

На сегодняшний день Porsche напрямую или через опционы контролирует 75% бумаг VW.

В нынешнем объединении концернов не стоит усматривать только бизнес, или исторический казус. Это еще и объединение семьи.

Не будем забывать, что председатель набсовета VW Фердинанду Пиех является внуком основателя Porsche Фердинанда Порше. Пиех в свое время перешел в Audi, а затем в Volkswagen, где прошел многие ступени в карьерной лестнице.

В практическом, потребительском плане вряд ли что-то изменится. Сотрудничество двух корпораций идет на протяжении многих десятков лет. Последние примеры такого взаимодействия – внедорожники Porsche Cayenne, Audi Q7 и VW Touareg, построенные на одной платформе, разработанной совместно инженерами обеих компаний.


Сергей Малинин
tech
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.