Осенним вечером 1933 года, в одном из залов отеля Кайзерхоф в Берлине разгорелся необычный спор. «Автомобиль с такими требованиями к конструкции не может быть дешевым», - восклицал коренастый мужчина с пышными усами. Второй собеседник, усы которого были гораздо скромнее, не менее яро утверждал: «Народный автомобиль должен быть современным и доступным, не дороже тысячи рейхсмарок!».
С этого диалога Фердинанда Порше и Адольфа Гитлера началась история двух мощных автомобильных корпораций Германии: Volkswagen и Porsche.
Народный автомобиль с эскиза фюрера был воплощен в металле под руководством Ф. Порше, он же стоял и у истоков огромного завода будущей «народной» автомобильной компании.
Долгое время Volkswagen оставался, по сути, государственным предприятием. Но теперь он возвращается в лоно семьи Порше.
В четверг стало известно о том, что Porsche SE и Volkswagen AG объявили о намерении объединиться одну корпорацию, которая будет выпускать автомобили под 10 различными торговыми марками.
Решение было принято после встречи акционеров Porsche и руководителей двух компаний, конкретные решения о структуре руководства объединенной компании будут приняты в течение следующих четырех недель, говорится в сообщении Porsche. При этом автогигант выплатит нынешним владельцам Porsche порядка $10-11 млрд, около $9 млрд из которых пойдёт на погашение долгов.
Это не только возвращение к истокам. Volkswagen на сегодняшний день является одной из крупнейших и наиболее успешных автомобильных компаний, контролирующей львиную долю всего европейского автомобилестроения.
На сегодняшний день Volkswagen принадлежат бренды Audi, SEAT, Škoda, Bentley, Bugatti, Lamborghini, Scania (коммерческий автотранспорт). Помимо европейских активов, у компании есть дочерние производства в Бразилии, ЮАР, Австралии, Мексике, Китае.
План Porsche по поглощению Volkswagen начал претворятся в жизнь в сентябре 2005 года, когда известный производитель спорт-каров неожиданно объявил о намерении довести свою долю в Volkswagen с 5% до 20%. Конечной целью Porsche было приобретение 75% акций.
И приблизится к этой цели компании, основанной Фердинандом Порше, помог весьма хитроумный план, который отдельные наблюдатели назвали «гигантской аферой».
Пару лет назад Porsche начала скупку акций Volkswagen через ряд инвестбанков, что позволяет в течение достаточного периода времени скрывать – в чью пользу делались такие сделки.
Пока Porsche накапливала 74% акций Volkswagen, их цена, естественно, сильно выросла. На это клюнули агрессивные инвесторы в лице хедж-фондов, которые, видя «перегрев» котировок, решили заработать на их будущем (и, казалось бы, неизбежном) падении.
Логичный способ заработать на падении – взять бумаги в долг и продать их на рынке («продажа без покрытия»), с целью в будущем откупить их (закрыть короткую позицию) по более низкой цене.
Однако к тому моменту, когда спохватились спекулянты, в свободном обращении акций Volkswagen практически не осталось. На биржах вращалось не более 6% акций концерна, 20% законом закреплено в собственности у государства (ведь VW – это концерн, построенный на народные деньги). А 74% через инвестбанки тайно контролировала Porsche – у него-то и брали спекулянты в долг акции Volkswagen, сами того не ведая.
Курс акций, естественно, не падал. У спекулянтов сдали нервы и они начали закрывать эти позиции, закрывая глаза на убыток. Но чтобы купить позицию (т.е. вернуть одолженные акции) их нужно было где-то купить. А где, если из всех выкупленных хедж-фондами акций Volkwagen на бирже обращалось меньше половины (остальное крепко держала в своих руках Porsche).
Спекулянты начали выкупать все, что есть, а Porshe задирала курс, продавая «свои» акции по заоблачным ценам. При справедливой цене в 150 евро за штуку, за несколько дней гонки курс акций взлетел до 1000 евро, и Volkswagen на короткое время технически стал самой дорогой компанией в мире.
Комизм (а кому и драматизм) ситуации заключается в том, что проданные по бешеным ценам хедж-фондам акции вновь возвращались туда, где их и одалживали для спекуляций – т.е. к Porsche!
На сегодняшний день Porsche напрямую или через опционы контролирует 75% бумаг VW.
В нынешнем объединении концернов не стоит усматривать только бизнес, или исторический казус. Это еще и объединение семьи.
Не будем забывать, что председатель набсовета VW Фердинанду Пиех является внуком основателя Porsche Фердинанда Порше. Пиех в свое время перешел в Audi, а затем в Volkswagen, где прошел многие ступени в карьерной лестнице.
В практическом, потребительском плане вряд ли что-то изменится. Сотрудничество двух корпораций идет на протяжении многих десятков лет. Последние примеры такого взаимодействия – внедорожники Porsche Cayenne, Audi Q7 и VW Touareg, построенные на одной платформе, разработанной совместно инженерами обеих компаний.
Сергей Малинин