В последнее время активизировались разговоры о повышении налога на недвижимое имущество для физлиц до рыночного уровня, то есть в десятки и сотни раз выше существующего. Одни ждут, что это коснется только роскошной недвижимости, другие опасаются резко роста налоговой нагрузки на всех граждан. Собеседник Bigness.ru уверяет, что реформа налогообложения призвана в первую очередь объединить существующий налог на имущество и земельный налог. Дифференциация налоговых платежей – не первоочередной нюанс реформы. Прямой связи в создании единого налога и росте налоговых ставок нет. Ведь ничто не мешает местным органам власти поднимать земельные налоги уже сегодня.
Слова премьер-министра России Владимира Путина, заявившего на днях, что существует договоренность активизировать процесс введения местного налога на недвижимость, вызвали резонанс в СМИ. Сразу же заговорили и об опасениях роста налогов на недвижимость. Ведь сейчас этот налог платится с условной стоимости жилья (определяемый в БТИ), которая в десятки и сотни раз ниже рыночной. Переоценка недвижимости может сделать непосильным налоговое бремя для многих жителей большинства российских городов – налог будет исчисляться тысячами долларов в год.
Впрочем, звучали и более гуманные предположения, что реформированный налог станет заодно налогом на роскошь, и взимать его будут в полной мере лишь с владельцев элитного жилья.
Вместе с тем, Путин говорил всего лишь о едином налоге на недвижимость, который с 2010 года призван заменить налог на имущество физических лиц и земельный налог.
Как в интервью Bigness.ru рассказал заместитель директора направления «Реформы в сфере недвижимости» фонда «Институт экономики города» Леонид Бандорин , цель реформы не столько в дифференциации налоговой ставки, сколько в создании единого налога.
Ведь, пожалуй, самым тяжелым наследием советских времен (в кои частная собственность на недвижимость отсутствовала как таковая) является юридическое разделение земельных участков, и зданий, на этой земле стоящих. В России до сих пор не сформировался рынок единых объектов недвижимости. Соответственно, нет и единого налогообложения. Сегодня и физические и юридические лица платят отдельно земельный налог и налог на имущество.
Вместе с тем, попытки преодолеть это разделение уже предпринимались. Еще на исходе 90-х годов проводился эксперимент по взиманию единого налога на недвижимость в Твери и Великом Новгороде, напомнил наш собеседник.
Важно, что «налог на недвижимость по своей природе местный», то есть налоговые поступления должны поступать в местные бюджеты, - отметил Леонид Бандорин. Осуществление реформы как раз будет способствовать наполнению местных бюджетов, рассказал наш собеседник.
Таким образом, дифференциация – не первоочередный вопрос в предполагаемой реформе. Определять, кто будет платить дороже, кто дешевле, то есть устанавливать налоговые ставки будут как раз на местном уровне.
В федеральном законе может быть прописан диапазон ставок. Например, от 0.01% рыночной стоимости объекта недвижимости до 10%, - пояснил Леонид Бандорин. В Москве, кстати, для бизнеса наверняка будет установлен максимальный налог, - отметил замдиректора направления.
Основой для исчисления налога является кадастровая оценка. На данный момент в России осуществляется кадастровая оценка только земли. Налог на имущество исчисляется исходя из оценки БТИ. В результате получаются парадоксальные ситуации: ветхая квартира в центре столицы на Тверской в БТИ рассматривается как дешевая, поскольку оценка не учитывает месторасположение недвижимости.
Однако вчера Госдума в первом чтении одобрила законопроект «О внесении изменений в закон "Об оценочной деятельности в РФ" и другие законодательные акты РФ, уточняющий процедуру и требования к кадастровой оценке недвижимости.
Так, в действующий закон об оценочной деятельности вводится определение кадастровой стоимости именно объекта недвижимости.
Вместе с тем, эксперты уже высказывали опасения, что создание единого налога де-факто вызовет рост налогов, и, следовательно, рост цен на недвижимость.
Наш собеседник из «Института экономики города» подчеркивает, что «нет прямой взаимосвязи между введением налога на недвижимость и ростом налоговых отчислений».
Кадастровая оценка определяет стоимость жилья, сумму налога в любом случае формирует налоговая ставка, которую устанавливает муниципалитет.
А муниципалитетам, например, и сегодня никто не мешает поднять ставку земельного налога, пояснил Леонид Бандорин.
Кроме того, при формировании нового налога наверняка будут учтены льготы. А налоговые послабления в любом случае должны применяться адресно по группам лиц.
Отметим, что введение единого налога на недвижимость совпадает с отменой бесплатной приватизации недвижимости в 2010 году. Все перечисленные нововведения в совокупности должны-таки сформировать в России полноценный рынок объектов недвижимости. Ведь до сих пор, например, порядка 40% квартир в России остаются не приватизированными, напомнил наш собеседник.
В общем и целом, главной задачей реформы является «создание нормального полноценного рынка недвижимости, которого в России не было со времен революции», - заметил Леонид Бандорин из «Института экономики города».
Дарья Юрищева