Администрация нового президента США подвергла национальную банковскую систему проверке на прочность. По предварительным данным, более половины тестируемых банков нуждаются в увеличении капитала при ухудшении ситуации в экономике. Не пора ли России подвергнуть стресс-тестам свои кредитные организации? Оказалось, что у российской банковской системы есть свои преимущества – она попроще и «погосударственнее».
Пока инвесторы всего мира с нетерпением ждут результатов стресс-тестов американских банков (официальные данные будут известны 7 мая), Bigness.ru задался вопросом, нужен ли подобный анализ российской банковской системе?
Напомним: так называемым «стресс-тестам» подверглись 19 крупнейших банков США, которые де-факто контролируют почти половину американского банковского сектора. Цель тестирования – определить, какие банки, и в какой мере окажутся уязвимыми в случае ухудшения экономической ситуации. Например, при дальнейшем значительном падении цен на недвижимость, еще большем росте уровня безработицы.
По сути, стресс-тест в нынешней ситуации – это оценка объема будущих списаний банка, и его способности это выдержать.
Когда администрация господина Обамы только объявила о намерении провести тестирование, инвесторы посчитали, что результаты стресс-тестов будут использоваться для закрытия или национализации самых слабых банков.
Главе американской Федеральной резервной системы (ФРС) Бену Бернанке и министру финансов США Тимоти Гайтнеру пришлось заверять участников рынка, что ни одна из тестируемых компаний не будет закрыта, и, в случае необходимости, получит дополнительные средства от государства.
Так вот, в прессу уже просочилась предварительная информация по результатам анализа банковской системы Америки.
Например, The Wall Street Journal, со ссылкой на осведомленный источник, сообщает, что точное число банков, которым необходимо увеличить капитал, по-прежнему обсуждается.
Вместе с тем, ожидается, что «только» десяти банкам из девятнадцати может быть предписано увеличить размер капитала. В число «не сдавших экзамен» могут войти Wells Fargo&Co., Bank of America, Citigroup Inc. и ряд региональных банков.
В то же время, многие протестированные банки, имеют достаточный капитал и в состоянии продержаться самостоятельно, даже если положение в экономике США еще больше осложнится. Среди них Goldman Sachs Group Inc. и JPMorgan Chase.
Вообще, американские регуляторы планируют, что увеличение капиталов банков ослабит опасения относительно кредитоспособности финансового сектора страны.
Ведь только с начала года в Соединенных штатах лопнула 31 финансовая организация. За весь 2008 год, когда финансовый кризис разразился, в США рухнули 25 банков, в их числе такие гиганты, как Lehman Brothers и Bear Stearns.
В России кредитные организации также долгое время находились под мощным давлением неблагоприятной конъюнктуры – достаточно сказать про кризис ликвидности, массовый отток вкладов, удорожание денег. В прошлом году 28 банков были лишены лицензии, многие банки сменили своих хозяев.
Есть ли необходимость сегодня протестировать на прочность российскую банковскую систему?
Аналитик банковского сектора ИК «Тройка-диалог» Ольга Веселова отметила, что В России уже осуществляется стресс-тестирование, однако оно проводится банками самостоятельно на основе рекомендаций Центробанка. ЦБ, в свою очередь, при подготовке рекомендаций руководствуется международной практикой.
По данным того же Центробанка, в прошлом году более 80% опрошенных кредитных организаций проводили стресс-тесты, напомнила Ольга Веселова.
«Как правило, анализ проводится по видам риска (кредитный, рыночный, ликвидности, т.п.), а не на предмет несостоятельности», - подчеркнула наша собеседница из «Тройки-диалог».
Часто (в приблизительно 70% случаев) порядок и обязательность тестов отражена во внутренних документах банков. Их результаты, конечно, не являются поводом для отзыва лицензии, уточнила Ольга Веселова.
Вместе с тем, комплексное обязательное стресс-тестирование в России (аналогичное американскому) провести возможно, хотя и сложно операционно, - отметила аналитик «Тройки-диалог». Однако Ольгя Веселова подчеркнула, что «о таких планах не слышала».
Что касается необходимости подобной проверки российских банков, то это вопрос спорный. Как рассказал аналитик Rye, Man&Gor Securities Сергей Перминов, следует помнить, что осуществление каких-либо мер господдержки в США вообще значительно труднее, чем в России.
В Соединенных штатах оказание помощи правительством порождает конфликт интересов. Государство хочет поддержать кредитование. Для того чтобы банки в ухудшающихся условиях продолжали выдавать кредиты, им необходим бо'льший капитал.
Однако американская банковская система практически вся принадлежит частному бизнесу. Увеличение капитала государством неизменно приводит к размыванию доли существующих акционеров. Получается, что акционеры лишаются своих активов по «бросовым» ценам. Ведь стоимость акций у некоторых банков упала в десятки раз по сравнению с докризисными временами.
Ключевое отличие российской банковской системы от американской как раз в том и состоит, что в России она в значительной степени национализирована. Большинство крупнейших банков России и так принадлежит государству. Оценить ситуацию в системообразующих банках оно может, не прибегая к дополнительному анализу.
«Государство помогает, и будет помогать» банковскому сектору на приемлемых для акционеров условиях, уверен аналитик RMG.
Кроме того, российская финансовая система намного проще американской, подчеркнул Сергей Перминов. Необходимости выдумывать сложные решения нет.
Дарья Юрищева