Тарифы на перевозки в России продолжают расти, хотя в остальном мире имеет место обратная тенденция. Отрадно, что российские власти начали говорить о том, как бы взять под контроль транспортные цены. Минтранс хочет рассчитать для россиян «минимальную транспортную корзину», по аналогии с продуктовой корзиной. Кроме того, со своим предложением по снижению цен на проезд в электричках выступила ФАС. Только обеспечить каждому гражданину этот минимум бюджет пока не в силах.
Пожалуй, редким позитивным следствием кризиса для россиян стало удешевление авиабилетов. С внушительной скидкой сегодня можно улететь даже за океан в Америку. Совершенно иначе обстоят дела с железнодорожными перевозками внутри России. Ведь эта сфера у нас все еще монополизирована.
Впрочем, проблемой несовместимости роста тарифов с падающей экономикой, кажется, заинтересовались отраслевые ведомства. Сегодня появляются некоторые меры, которые должны поспособствовать снижению цен.
Как известно, гигант «Российские железные дороги» - является классической естественной монополией. Тарифы на железнодорожные перевозки регулируются Федеральной службой по тарифам.
Например, индексацию тарифов на услуги естественных монополий в текущем году на грузовые железнодорожные перевозки решено осуществить в среднем на 8%, напомнил в интервью Bigness.ru аналитик транспортной отрасли Rye Man & Gor Securities Ленар Хафизов.
В текущих условиях снижения спроса на перевозки, логичным было бы снижать тарифы, чтобы хоть как-то увеличить объемы. У РЖД получается ровным счетом наоборот: спрос на перевозки резко снизился, а тарифы растут.
Впрочем, справедливости ради отметим, что индексацию планируется проводить в два этапа: на 5% - с 1 января, и на 5.7% - с 1 июля. Кроме того, ранее повышать тарифы на грузоперевозки в 2009 году планировали аж на 14%.
Пока кризис сказался лишь на снижении темпов роста цен на услуги железнодорожного перевозчика. Так, в следующем 2010 году, тарифы на грузовые перевозки РЖД могут вырасти на 10%, в то время как раньше их планировалось поднять на 9.3-13.7%. Тарифы на пассажирские перевозки в 2010 году могут вырасти «всего» на 10%, вместо запланированных 12-14%, пишет Интерфакс.
Теперь, что касается инициатив, призванных повлиять на рост цен на транспорт. Министерство транспорта России, в частности, предлагает вычислить «минимальную транспортную корзину» россиянина, аналогичную минимальной продуктовой корзине.
Министр транспорта Игорь Левитин заявил: «По инициативе союза транспортников мы действительно хотим выйти на транспортную корзину. Мы хотим отработать минимальный транспортный стандарт, сколько житель каждого региона должен иметь минимальных поездок», - цитирует его слова Интерфакс.
Для расчета «корзины» необходимо просчитать минимальное количество поездок граждан по городу в месяц, а для жителей северных регионов России количество полетов на небольшом самолете до ближайшего города, в котором можно сделать пересадку.
Вместе с тем, новый экономический показатель не предполагает обеспечение каждого россиянина этим «транспортным минимумом».
«Конечно, у нас денег не хватит в бюджете, если мы обеспечим каждому минимальный транспортный стандарт», - признал Левитин. Однако «мы хотим, чтобы правительство понимало, о какой сумме идет речь, и мы понимали, о чем идет речь», добавил он.
Аналитик Ленар Хафизов отметил, что новый индикатор может быть полезным, хотя и не решающим, показателем. Корзина призвана помочь государственным ведомствам соотносить тарифы с возможностями и нуждами граждан.
Однако научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаил Блинкин назвал инициативу Минтранса «отраслевым пиаром». По его словам, как индикатор такой показатель бесполезен. Говорить же об обеспечении бюджетом минимальных транспортных расходов россиян сегодня абсурдно, так как в федеральный бюджет и без того будет «дырявым» не один год.
Еще одной инициативой, направленной на потребителя, можно считать предложения Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Они касаются тарифов в пригородных электричках, не устанавливаемых Федеральной службой (отметим, что ФАС не может повлиять на тарифы, устанавливаемые ФТС).
До начала 2009 года регулировалась как разовая поездка, так и стоимость абонемента в электропоездах. При этом стоимость абонемента составляла 30% от утвержденного тарифа разовой поездки. Такое положение, по мнению РЖД, формировало значительный убыток перевозчика, не покрываемый дотациями бюджетов субъектов, в то время как порядка половины пассажиров пользовалась абонементами.
С начала 2009 года субъектами устанавливается только стоимость разовой поездки. РЖД с 1 января установила тариф на абонементные билеты в 70% от тарифа разовой перевозки.
Такие действия воспринимаются населением как значительное увеличение стоимости абонементного билета по сравнению с ранее существовавшей.
Так вот теперь ФАС предлагает сблизить стоимость абонементных и разовых билетов на нормативное количество поездок. При этом, отметили в ведомстве, необходима соразмерная компенсация из бюджета возможных убытков.
Специалисты ФАС считают необходимым принять несколько тарифов, а также ввести несколько типов билетов как для разового проезда, так и для фиксированного количества поездок (5, 10, 20 и т.д.). ФАС также рекомендует субъектам принимать решения по тарифам с учетом условий конкуренции с другими видами транспорта.
Таким образом, россиянам остается только ждать, что хотя бы какая-то из мер будет принята и даст результаты.
Дарья Юрищева