На заседании столичного правительства во вторник активно обсуждались проблемы рынка труда. Как выяснилось, от безысходности, москвичи ударились в дауншифтинг - люди с высшим образованием соглашаются на низкооплачиваемые рабочие специальности. Как этот негативный опыт отразится в дальнейшем на их карьерах, Bigness.ru выяснил у специалистов ведущих кадровых агентств.
Москвичи с высшим образованием, оставшись без работы во время кризиса, стали устраиваться на рабочие специальности, сообщил руководитель департамента труда и занятости населения Москвы Олег Нетеребский. «Сейчас мы отмечаем тенденцию, когда москвичи стали идти на ранее непривлекательные для них специальности. Так, отмечаем процессы, когда люди с высшим образованием идут на рабочие профессии», — сказал он.
Кроме того, по его словам, среди москвичей становятся востребованными профессии водителей общественного транспорта, до кризиса непопулярные у столичных жителей.
В кадровых агентствах Bigness.ru эту информацию подтвердили. «Да, действительно отмечается тенденция, что в отсутствие подходящей работы, соискатели соглашаются на временную занятость, связанную с работой на личном автотранспорте и подработкой на абсолютно низких уровнях – дворник или грузчик. Мы не ведем такую статистику в каких-то конкретных цифрах, но могу сказать, что нам достаточно часто звонят соискатели и говорят: “Я опять не нашел работу. Нет ли у вас чего-нибудь? Я уже работаю на личном автомобиле”», - сообщила в интервью Bigness.ru руководитель группы подбора персонала кадрового центра «ЮНИТИ» Елена Тимошкина.
Хотя, как отметила ведущий аналитик Superjob.ru Валерия Чернецова, вряд ли это может носить массовый характер, особенно в Москве, где много предложений работы, несмотря на кризисную ситуацию.
Напомним, что ранее Нетеребский сообщал, что темп прироста числа безработных в Москве к концу апреля замедлился по сравнению с началом этого года и составляет не более 1,6 тыс. человек в неделю. По его данным, число официально зарегистрированных безработных в столице достигает 48,1 тыс. человек, или 0,74% экономически активного населения. При этом на столичном рынке труда насчитывается свыше 231 тыс. вакансий.
Как мы видим из приведенной статистики, вакансий на официально зарегистрированных безработных приходится более чем достаточно. Причем, как следует из статистики, которую приводит В. Чернецова, на первых местах лидируют далеко не «неказистые» работы. Самым востребованным специалистом по прежнему остается менеджер по продажам, вторую строчку рейтинга занимают бухгалтеры, далее торговые представители и лишь пятую строчку занимает рабочая специальность – водитель. Откуда же тогда повальное «увлечение» профессией дворника и грузчика?
Как говорят аналитики, не стоит забывать о неофициальных безработных – которые не встали на учет в службы занятости.
«На сегодняшний день job-сайты располагают обширными базами вакансий по любым профессиям и являются наиболее оперативными и комфортными инструментами поиска работы. Поэтому работники, потерявшие работу, в подавляющем большинстве не становятся на учет в службу занятости, а предпочитают искать работу при помощи job-ресурсов и других способов трудоустройства», - говорит В. Чернецова.
Однако власти все же сильно озабочены проблемой безработицы, и во вторник на заседании правительства Москвы был представлен план антикризисных мер на рынке труда, сообщает газета «Коммерсантъ».
Уволенным горожанам мэрия предлагает заняться «оплачиваемыми общественными работами», в списке которых на первом месте значится лесоповал, а также присутствуют вакансии землекопов, гробовщиков, уборщиков, ремонтников дорог.
Всего столичные власти готовы привлечь к таким работам около 4 тыс. человек, причем у мэрии имеется и расширенный план из 21 тыс. вакансий, который должен применяться «в случае угрозы массового увольнения в городе Москве». К уже описанным вакансиям в плане добавляются садоводы, медсестры, авторемонтники, курьеры, почтальоны, страховые агенты и даже «вспомогательная деятельность в области государственного управления».
Впрочем, как будут оплачиваться эти работы, пока неизвестно, а пока городу не хватает средств даже на выплату пособий по безработице, и столица рассчитывает на полмиллиона рублей из федерального бюджета.
Говоря же о настроении людей, вынужденных идти на дауншифтинг, стоит отметить, что далеко не всегда оно пессимистично.
«Я сейчас часто езжу на собеседования к работодателям и смотрю, как люди реагируют на предложение не слишком престижной работы, – говорит Е. Тимошкина. - Некоторые относятся к этому абсолютно нормально, говоря: “У нас семья и мы согласны”, “мы не считаем, что это зазорно”, “мы верим, что все изменится, и мы найдем работу”».
«Однако некоторые соискатели относятся к подобным предложениям с большим страхом, депрессией и отрицательными эмоциями. Многие из них находятся действительно в тяжелом психологическом состоянии: они измотаны отсутствием работы в течение долгого времени. Причем стоит отметить, что в большую панику от подобных предложений впадают представители сильного пола. Если у женщин есть работающие мужья, они относятся более спокойно, а вот что касается мужчин, то здесь стресс наблюдается гораздо чаще», - отмечает она.
Однако встает и другой вопрос – как отнесется к периоду «неказистой» работы работодатель, просматривая резюме соискателя на престижную должность?
«В принципе, можно рассмотреть пример кризиса 98 года, когда люди так же оставались без работы, создавая вынужденные “пробелы” в трудовой книжке. Работодатели относились к подобным перерывам достаточно негативно. Однако стоит отметить, что тогда кризис был намного короче. Сейчас же, в силу глубины кризиса, работодатель понимает, что он сам в любой момент может оказаться соискателем не по своей воле, поэтому и относятся с большим пониманием», - говорит Е. Тимошкина.
Кроме того, как отмечает В. Чернецова, здесь все опять же будет зависеть от конкретной ситуации.
«Если трейдер в трудные времена потерял работу и пошел рубить лес, а потом решил строить карьеру в лесоповальном бизнесе, то опыт дровосека ему пойдет в плюс. Если же после полугода работы на лесоповале бывший трейдер решил вернуться к прежней профессиональной деятельности, то “выпячивать” этот опыт работы на низшей позиции в резюме не стоит. Но в любом случае нужно быть готовым адекватно объяснить hr-менеджеру на собеседовании “технический” перерыв в профессиональном трейдерском стаже, по каким причинам пришлось так круто изменить профиль деятельности», - поясняет она.
Евстигнеева Екатерина