США спасает только американцев – вполне здравый протекционистский подход в нынешних экономических условиях. Корпорацию Chrysler, которой еще вчера не рисовали иного будущего, кроме банкротства, вытащило из долгового плена государство. Неудивительно, ведь Chrysler – последний автопроизводитель США, которого можно считать «национальным».
Напомним, знаменитому американскому автомобилестроителю государство выдвинуло ультиматум - до 1 мая он должен был организовать слияние с итальянским Fiat Group SpA. Только в этом случае администрация Барака Обамы предоставит компании кредит на $6 млрд. Для выхода на сделку с Fiat американскому концерну нужно было разобраться со своими долгами, а также сломить сопротивление профсоюзов. Профессиональным объединениям не нравились планы итальянцев по снижению заработной платы на предприятиях Chrysler в случае вхождения в его капитал.
Однако в ситуацию в последний момент вмешалось само государство. Министерство финансов США (Казначейство) убедило основных кредиторов Chrysler списать долги автомобилестроителя в размере $6,9 млрд. Известно, что переговоры шли с такими крупными инвестбанками, как Citigroup Inc., JPMorgan Chase & Co., Goldman Sachs Group Inc. и Morgan Stanley. Взамен эти компании получат правительственную помощь в размере $2 млрд – это неплохая и реальная альтернатива судебным тяжбам с Chrysler, кредитные рейтинги которого и так близки к «мусорным» уровням.
Как сообщалось ранее, руководству Chrysler удалось достичь предварительного соглашения с Профсоюзом автомобильной промышленности. В конце прошлой недели Chrysler сделал грандиозную уступку: Профсоюз получит 55-процентную долю в компании. При этом профинансирует медицинский фонд под управлением Профсоюза на $10,6 млрд, из которых половина будет предоставлена в виде акций компании. При этом руководители фонда получат место в правлении концерна.
Так что, формально, на сегодняшний день препятствий к союзу с Fiat нет.
Последняя угроза исходит от оставшихся 46 кредиторов Chrysler. Не исключено, что министерству финансов США будет сложно навязать им схему списания долгов Chrysler в обмен на меньшую сумму госпомощи. Дело в том, что их ссуды обеспечены физическими активами Chrysler, такими как заводы и бренды. Эти активы, теоретически могут дать больший возврат средств, в случае их продажи при банкротстве компании.
Однако американские эксперты уверены в том, что Chrysler будет спасен. По словам Брайна Джонсона, аналитика по машиностроению «Barclay’s, Capital », ликвидация Chrysler теперь похожа «маловероятный исход». «Все более и более ясно, что Крайслер будет реструктурирован и избежит ликвидации», - уверен аналитик.
По мнению президента Центра социальных и политических исследований «Аспект» Георгия Федорова, на примере Chrysler американские власти демонстрируют «протекционистский национализм». Сравнивая эту ситуацию с грядущим банкротством General Motors, помогать которому Белый дом больше не намерен, Г. Федоров отметил, что, в отличие от GM, Chrysler объединяет, в основном, американские бренды – Jeep и Dodge. В то же время, «остальные два гиганта “большой детройтской тройки” – GM и Ford – являются в полной мере транснациональными компаниями, объединяющими множество зарубежных брендов и производственных мощностей, работающих на благо чужих экономик», - сказал эксперт в интервью Bigness.ru.
Отметим, что Chrysler не впервые спекулирует на национальных чувствах обитателей Капитолийского холма.
В начале 80-ых годов прошлого века, когда Chrysler также пребывал в глубочайшем упадке, тогдашний антикризисный управляющий Ли Якокку смог получить гарантии займов от федерального правительства, доказав, что закрытие заводов такой гигантской корпорации, как « Chrysler », было бы национальной трагедией Америки.
История повторяется.
Сергей Малинин