Амбиции Туркмении растут не в пример доходам страны. Ашхабад, который прежде заверял в преданности партнерству с Россией, сегодня открыто заявляет о заинтересованности в проекте «Набукко». Туркмения также рассуждает о важности диверсификации, вторя призывам антироссийской части истеблишмента Евросоюза. Столь резкое охлаждение отношений с Россией связано с обидой Туркмении на Газпром за снижение объемов закупок газа российской стороной. Тем не менее, ближайшие лет пять Ашхабад «обречен» на тесное сотрудничество с Россией.
Одна из самых консервативных среднеазиатских стран - тоталитарная Туркмения - меняет курс. По крайней мере, в части внешнеэкономических предпочтений. Сегодня нацеленность Туркмении на союз с европейцами в газовом вопросе уже не вызывает сомнений. Сомнения вызывает то, как быстро ей удастся снизить свою привязанность к России.
Как уже писал Bigness.ru, причиной резкого охлаждения отношений с Россией стало снижение Газпромом закупок туркменского газа.
Якобы в результате резкого сокращения прокачки на газопроводе Средняя Азия - Центр произошел взрыв. Туркменский МИД буквально обвинил в происшествии российский концерн.
Вслед за тем последовали громкие заявления руководителей этой страны о необходимости диверсификации поставок, о значимости проблемы энергобезопасности.
В том числе, туркменское руководство объявило международный тендер на строительство Транстуркменского газопровода от газовых месторождений на востоке страны до западного прикаспийского региона.
Напомним, что главной интригой в вопросе тендера является возможность направить из Прикаспийского региона два конкурирующих проекта газопроводов. Прикаспийский газопровод, который пойдет на рынок России, и транскаспийский, который будет направлен на рынок Европы (то есть, явится началом пресловутого Набукко).
Справка: Набукко (Nabucco – с итал. «Навуходоносор») - проект магистрального газопровода из Центральной Азии в страны Европейского Союза. Газопровод должен быть проложен в обход России через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Австрию и Германию. В качестве потенциальных поставщиков газа для Набукко назывались Азербайджан, Иран, Туркмения и Ирак.
Кроме того, на днях в Ашхабаде состоялась международная конференция с пафосным названием «Надежный и стабильный транзит энергоносителей и его роль в обеспечении устойчивого развития и международного сотрудничества». На ней новый туркменбаши Гурбангулы Бердымухамедов открыто демонстрировал европейцам заинтересованность в проекте «Набукко». А сотрудничество с Грузией в этом вопросе он даже назвал приоритетом межгосударственного сотрудничества.
Отметим, что перед конференцией Европарламент успел одобрить в первом чтении торговое соглашение с Туркменией, которое не принималось более 10 лет из-за претензий ЕС к Туркмении в вопросе прав человека.
Сегодня у России с Туркменией есть договоренности о выкупе практически всего добываемого там газа по цене, рассчитываемой из европейской формулы. Так что, условия российской стороны нельзя назвать дискриминационными. Газпром согласился с резким увеличением цены на туркменский газ, получив взамен обещания, что Туркмения сконцентрирует свои силы на строительстве именно Прикаспийского газопровода.
Вместе с тем, поскольку доход от поставок газа – основа бюджета этой среднеазиатской страны, негативная реакция ее руководства на сокращение Газпромом закупок объяснима, заметил в интервью Bigness.ru аналитик ИК «Файненшл бридж» Дмитрий Александров.
В Туркмении рассчитывали на больший объем закупок газа по европейской цене. Газпром же в условиях падения спроса и на свою продукцию, сократил закупки. В результате, доходы в Туркмении снижаются, и планы по наполнению бюджета рушатся. «Виноватым в этом оказался Газпром»,- пояснил Д. Александров.
Однако аналитик ФК «Уралсиб» Михаил Занозин считает, что заинтересованность в диверсификации естественна, и что всем странам важно создавать новые маршруты и проекты. Верно и то, что на данный момент альтернативных маршрутов у Туркмении кроме России нет, подчеркнул М. Занозин.
Кому же достанется туркменский газ? По словам аналитика «Файненшл бридж», в ближайшее время все-таки России. То есть, туркменский газ будет поступать в Европу через Россию, так как любой проект строительства альтернативных газопроводных веток занимает не менее пяти лет.
Кроме того, за эти годы политическая компонента может значительно измениться. «Пока с географической точки зрения у России преимущества есть», заметил аналитик «Файненшл бридж».
Более того, «кризис хорош тем, что у Европы нет “лишних” $7 млрд на строительство Набукко. И это минимальная цена, на самом деле стоимость проекта уже порядка $9 млрд», - рассказал Д. Александров.
По его словам, вариант обхода газопровода через Каспийское море в Иран – на данный момент «утопия». Так что, в ближайшей перспективе, «Россия останется основным коридором, через который туркменский газ будет идти в Европу».
Вопрос заключается только в цене, и в том, насколько Газпрому будет выгодно перепродавать туркменский газ. По мнению аналитика «Файненшл бридж», рентабельность деятельности Газпрома как перекупщика будет снижаться почти до нулевого уровня, «поскольку наши руководители будут вынуждены идти на уступки туркменским коллегам». Так или иначе, Газпром пойдет на снижение прибыли для того, чтобы контролировать объемы поставок, уверен Д. Александров.
Аналитик ИК «Тройка-диалог» Валерий Нестеров согласился, что «обострение отношений имело место», и Туркмения действительно «серьезно думает о диверсификации экспортных маршрутов газа». Однако, альтернативные предложения пока «сырые», подчеркнул наш собеседник из «Тройки-диалог». В том числе и торговое соглашение с Туркменией, и договоренность о сотрудничестве с немецкой газовой RWE.
Таким образом, движения в направлении диверсификации есть, но до их «реализации очень далеко», - подчеркнул В. Нестеров. Поэтому, «в ближайшие годы Туркменистан “обречен” сотрудничать, причем плотно сотрудничать с Россией и с Газпромом», - уверен аналитик.
Для осуществления новых проектов Туркмении потребуется создать новые источники газа, то есть разработать новые месторождения, создать газотранспортную систему, решить многие другие сложные вопросы, начиная с поиска инвесторов для того же Набукко, пояснил В. Нестеров.
Кроме того, Европа по-прежнему относится с понятным недоверием к Туркмении. Российские поставки для европейцев все-таки более важные. Таким образом, «резких движений со стороны Туркменистана я не ожидаю», - считает аналитик «Тройки-диалог».
Дарья Юрищева