«Большую детройтскую тройку» крупнейших автопроизводителей США впору называть «большим детройтским пузырем». Вслед за General Motors, к банкротству теперь готовят и Chrysler.
Chrysler Corporation – один из крупнейших американских автомобилестроителей. Компания основана в 1924 году. К сегодняшнему дню, помимо собственно бренда Chrysler, корпорация выпускает автомобили под брендами Dodge (бюджетный сегмент) и Jeep (автомобили улучшенной проходимости, «джипы»).
Как стало известно в пятницу, министерство финансов США начало сбор документов для банкротства Chrysler. По информации «The New York Times», автопроизводитель может быть признан банкротом уже в начале мая. Единственное, что Chrysler может помочь избежать банкротства, так это альянс с итальянским концерном Fiat, что, в свою очередь, откроет двери перед финансированием со стороны правительства США.
Согласно указу правительственной комиссии по автопрому президента США, Chrysler обязан подписать соглашение о партнерстве с Fiat в течение месяца. В противном случае, концерн не получит финансовой помощи от администрации Барака Обамы размером $6 млрд, которые должны быть направлены на погашение долгов перед кредиторами.
Отраслевые эксперты, считают, что банкротство для Chrysler было бы наилучшим развитием событий. «Это будет болезненно и для работников, и для акционеров компании, но я считаю банкротство адекватной мерой по оздоровлению компании», - сказал в интервью Bigness.ru аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак.
Он напомнил, что в прошлом убытки компании стали одной из причин, по которой распался союз Daimler - Chrysler. «Поэтому, я думаю, сейчас было бы логичнее обанкротить компанию, очистить баланс от плохих активов», - считает аналитик.
Компания действительно не впервые переживает трудные времена. Кризисными стали 1970-е годы. Энергетический кризис (арабские страны-экспортеры нефти наказали западный мир за поддержку Израиля резким сокращением добычи нефти), критическая масса неудачных моделей (к ним относят Dodge Aspen, Plymouth Volare, Dodge St. Regis), а также падение качества – все это привело к падению спроса и огромным убыткам Chrysler.
Компанию тогда спасла новая команда менеджеров, которая убедила правительство помочь легендарному автогиганту деньгами, а также совершила коренную перестройку системы управления компанией.
Кризис в американский автопром вновь вернулся в XXI веке, когда дорожающие нефтепродукты снизили актуальность прожорливых «больших машин», которые составляли основу всех принадлежащих Chrysler компаний.
Попытки очередной перестройки компании наткнулись на сопротивление профсоюзов, которые критично смотрят на возможные сокращения сотрудников и изменение условий их труда. Лишенный свободы маневра, Chrysler сдавал позиции корейским и японским автомобилестроителям, а сохраняющиеся высокие социальные издержки добили этого гиганта – равно как и его коллег из «детройтской тройки».
Показательно, что позиция профсоюзов даже в нынешних условиях тащит Chrysler к банкротству. Одним из ключевых условий Fiat для инвестиций в Chrysler является снижение средней оплаты часа рабочего времени до $45. Профсоюзы американских и канадских заводов Chrysler выступили резко против этого требования, что препятствует осуществлению сделки.
Но нет худа без добра, уверен Геннадий Суханов, аналитик ИК «Тройка-диалог». «Процедура банкроства позволит реструктуризировать долги компании перед кредиторами. В рамках суда это можно сделать более агрессивно», - сказал он в интервью Bigness.ru. Во внесудебном порядке придется получать добровольное согласие кредиторов на условия Chrysler, что вряд ли будет просто.
Уйдет ли с американский автопром с закатом «детройтской тройки» на вторые планы мирового автомобилестроения? «Это лишь подчеркнет тенденцию, которая длится уже многие годы: автопром – это глобальный бизнес», - говорит Г. Суханов. В условиях текущего кризиса неизбежно будут появляться новые глобальные альянсы, уверен он.
Сергей Малинин