У российской микроэлектроники все еще есть шансы на возрождение. По крайней мере, в это верит руководство страны. Да и игроки рынка соглашаются, что пока есть, что восстанавливать. В программе развития элементной базы до 2020 года поставлена задача перехода технологических и оборонных систем на исключительно отечественную элементную базу. Это станет реальностью, если развивать системные проекты, а не отдельные направления, как, например, нанотехнологии, считают представители отрасли, опрошенные Bigness.ru.
При этом они вынуждены констатировать, что сегодняшнее состояние отрасли оставляет желать лучшего. «В области бытовой электроники полностью исчезла продукция отечественных электронных предприятий. Существующие и вновь создаваемые сборочные производства предоставляют свои мощности под контрактную сборку зарубежных брендов из полностью зарубежных комплектующих», - поделился с Bigness.ru коммерческий директор компании «Юник Ай Сиз» Денис Адамов.
И в этом нельзя упрекнуть руководителей коммерческих компаний, так как наши разработки бытовой электроники либо морально устарели, либо не обладают современным дизайном, либо базируются на импортной элементной базе, добавил он.
Из всей отрасли в нашей стране наиболее развита схемотехническая и топологическая разработка интегральных схем (ИС) – «можно насчитать штук тридцать компаний в России, ведущих схемотехническую и топологическую разработку (так называемые дизайн-центры)», - сказал в интервью Bigness.ru Юрий Тишин, генеральный директор компании «СенсорИС». При этом в России осталось только два завода по изготовлению ИС на кремниевых пластинах (Ангстрем и Микрон), и не более трех компаний могут собирать и тестировать ИС, отметил наш собеседник.
Последние из «новичков» в этой области были созданы в начале 2000 годов, сказал Денис Адамов из «Юник Ай Сиз». И, к сожалению, принципиально новых направлений в российской микроэлектронике за последние годы также не возникло, добавил он.
Процессы распада достали микроэлектронику даже в оборонной промышленности.
«Разработчики военной аппаратуры сильнее многих почувствовали спад в отечественной микроэлектронике. Эйфория времен перестройки, когда был провозглашен лозунг “выйдем на мировой рынок и купим все за рубежом”, дорого обошлась военным. Никто не будет нам продавать ИС в военном исполнении. А применение гражданских ИС не обеспечивает нужного уровня надежности. Поэтому до сих пор используются ИС старых разработок, которые могут производиться в России», - говорит Юрий Тишин. По его словам, в результате создается иллюзия, что в этой области наша микроэлектроника еще сохраняет неплохие позиции. «На самом деле это не так, и военная аппаратура нуждается в отечественных современных ИС гораздо острее, чем гражданская», - констатирует наш собеседник.
Кроме того, по свидетельству коммерческого директора «Юник Ай Сиз», в России начали в массовом порядке использовать импортные компоненты коммерческого назначения в отечественных системах вооружения, в космической технике и в средствах связи, пытаясь выбрать более-менее надежные образцы через испытания и отбор. «К чему это приводит ‑ мы узнаем из новостей сплошь и рядом», - сокрушается он. По словам Дениса Адамова, в 2008 году Минобороны приняло решение о уменьшении финансирования НИР и ОКР, с соответствующим увеличением закупок конечных изделий. Растущие требования не могут быть удовлетворены существующим на российских предприятиях уровнем производства, а низкие объемы оборонзаказа не позволяют развивать технологии.
«Если ничего не менять то ничего и не изменится, - говорит он. - О каких тогда перспективах вообще можно говорить? Мы по-прежнему будем сдавать свои позиции на мировом рынке, даже наши системы вооружений перестанут покупать из-за неприемлемо низкого уровня электронной оснащенности».
При этом попытки двигать отрасль путем развития отдельных направлений микро- и наноэлектроники вряд ли приведут к качественному перелому этого тренда, считает Денис Адамов.
По его мнению, необходимо развивать системные проекты, которые повлияют на рост внутреннего отечественного производства электроники. Коммерческий директор «Юник Ай Сиз» убежден, что приоритетными направлениями должны стать только те области электроники, которые связаны с массовыми закупками компонентов - цифровое телевидение, средства радиоидентификации и внедрение навигационных систем. «Это позволит оживить всю российскую электронику, обеспечив технологическое развитие элементной базы и смежных отраслей», - говорит он.
Несмотря на то, что российское государство декларирует значительные льготы инновационным предприятиям, конкретных результатов пока не видно.
Примером государственной поддержки Денис Адамов назвал китайский подход. «Страна совершила потрясающий рывок в технологической области за счёт привлечения частного капитала и зарубежных инвестиций. Инновационные компании на срок до 5 лет освобождаются от местных налогов, получая возможность за разумные средства арендовать помещения у государства, - рассказывает Д. Адамов. - Освобождение от налогов экспортно-ориентированных предприятий, упрощённый таможенный режим и другие льготы способствовали превращению Китая не только в технологически развитую страну, но и в мирового поставщика бытовой электроники, потеснившего не только Японию, но и Южную Корею и Тайвань». «Подобный опыт был бы полезен и в нашей стране», - уверен наш собеседник.
Во всех странах, где за последние 20-30 лет интенсивно развивалась микроэлектроника, проводились примерно одинаковые мероприятия, способствующие этому развитию, напоминает Юрий Тишин. Во-первых, поэтапное развитие, начиная с малозатратных производств, и заканчивая освоением полного цикла работ. Обычно сначала организовывались сборочные и контрольно-измерительные предприятия, затем дизайн-центры по разработке ИС и прикладного математического обеспечения, и только потом кремниевое производство.
Во-вторых, вводились существенные налоговые льготы, стимулирующие приток капитала.
В-третьих, принимались изменения в таможенном законодательстве, обеспечивающие конкурентоспособность отечественных производств того же уровня, что и за рубежом. «При этом не стоит впадать в другую крайность, защищая всеми способами наши плохие ИС, и не давая разработчикам аппаратуры использовать зарубежные ИС лучшего качества. Правильное таможенное законодательство также должно стимулировать экспорт ИС», - считает гендиректор СенсорИС.
В-четвертых, государство должно стимулировать научные исследования во всех областях микроэлектроники, создавая государственные дизайн-центры и исследовательские лаборатории. Один из лучших примеров – это Тайвань, где в таком центре работают около шести тысяч человек.
Кроме того, для российской микроэлектроники крайне актуальна кадровая проблема. Около 20 российских ВУЗов готовят специалистов в области микроэлектроники. Но, «если с точки зрения фундаментальных знаний ещё сохранились преподавательские кадры, способные передать знания молодым специалистам, то в области современной технологии и организации микроэлектронного производства таких специалистов как не было, так и нет. Осваивать эти дисциплины приходится уже на реальных производственных участках действующих заводов», - говорит Денис Адамов из «Юник Ай Сиз».
Кроме того, по словам главы СенсорИС Юрия Тишина, практически отсутствуют переведенные на русский язык книги по микроэлектронике. «Этого даже не достаточно для поддержания технической культуры в области микроэлектроники, не говоря уже о каком либо ускоренном развитии», - говорит наш собеседник.
По мнению Юрия Тишина, российских специалистов недостаточно для быстрого перехода к современной микроэлектронной технологии. «Обязательно придется приглашать бригады иностранных менеджеров для запуска отечественных производств и обучать наших специалистов за рубежом», - считает он.
Впрочем, Денис Адамов настроен менее пессимистично. Он считает, что для проекта возрождения отечественной микроэлектроники можно найти и «своих» специалистов. Точнее, их нужно вернуть. «В 90-х годах абсолютное большинство выпускников электронных ВУЗов, не найдя применения своим знаниям в России, уехали работать в США, Великобританию, Ирландию и даже Новую Зеландию, - напомнил Д. Адамов в интервью Bigness.ru. - Сейчас было бы интересно привлечь назад наших соотечественников, которые принесли бы с собой передовой мировой опыт в этой отрасли».
Сергей Малинин