Рынок автокредитования сегодня не живет, а выживает. Число банков, готовых работать на этом рынке, значительно снизилось. Вместе с тем, продолжают существовать некоторые предложения от самих автопроизводителей, преимущественно зарубежных. Отечественному автопрому должна помочь государственная программа льготного кредитования. Однако, у свертывания автокредитования есть и позитивные последствия - стало меньше недобросовестных заемщиков и мошенников.
Как уже рассказывал Bigness.ru, финансовый кризис крайне негативно сказался на рынке автокредитования.
Сейчас рынок отброшен в своем развитии на несколько лет назад, до уровня 2004-2005 года, когда автокредитование как полноценный рыночный продукт было в самом начале своего развития, - так обрисовали ситуацию в пресс-службе ВТБ24. В целом, произошло существенное сокращение игроков на этом рынке. «На сегодняшний день мы видим 8-10 банков, против 50-60 банков год назад», - рассказали Bigness.ru в ВТБ24.
Сегодня «рынок не живет, а, скорее, существует», - заметил управляющий директор инвестиционной группы AG Capital Александр Агибалов. Свертыванию рынка способствует сочетание факторов: падение платежеспособности населения, ужесточение требований к заемщикам и рост процентных ставок.
Например, средние ставки по автокредитам в банке ВТБ24 сегодня выросли до 19-21%. В Собинбанке по программам автокредитования процентные ставки составляют от 24% годовых в рублях, от 21% - в долларах, и от 15% - в евро.
Исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ) Юрий Кормош также заверил Bigness.ru, что «банки не бросили программы (автокредитования – прим. ред.), только более тщательно относятся к заемщикам». По его словам, во всех салонах сегодня есть возможность получить кредит от банка. Преимущества получает тот заемщик, который какую-то часть стоимости оплачивает сразу. Впрочем, среди участников рынка бытует мнение, что такие программы финансируются самими автопроизводителями, которым необходимо хоть как-то сбывать продукцию.
Как уже писал Bigness.ru, банки, непосредственно аффилированные с производителями, на сегодняшний день остаются единственными структурами, осуществляющими автокредитование практически в полной мере и по низким ставкам.
Однако, как подчеркнул А. Агибалов из AG Capital, у российских производителей нет таких специализированных структур. Единственной надеждой российского автопрома остается государственная программа льготного кредитования. Напомним, что государство компенсирует около 8% от стоимости потребительского кредита на покупку машин стоимостью до 350 тыс. руб.
Такая мера, безусловно, «позволит немного оживить рынок за счет привлекательных ставок, которые в среднем вдвое ниже рыночных», считают в пресс-службе ВТБ24. По сути, программа затрагивает три сферы: потребителей, автопром, который сегодня нужно поддержать, и банки, которым тоже необходимо увеличивать спрос на кредитные услуги. «Мы предполагаем, что всего в рамках проекта будут выданы кредиты на приобретение около ста тысяч легковых автомобилей. Это серьезная помощь для российской автопромышленности», - отметили в ВТБ24.
Однако участвовать в программе государственного кредитования смогут только три банка с госучастием: Сбербанк, ВТБ24 и Россельхозбанк. Напомним, что вчера Сбербанка выдал первые 5 льготных автокредитов.
Проблем всем банкам в части автокредитов добавляют неплатежи. Официальной статистики на этот счет нет, но как рассказал Bigness.ru представитель коллекторского агентства, пожелавший остаться неизвестным, сегодня резко выросло количество должников. Многим заемщикам «реально нечем платить». По словам нашего собеседника, сегодня конфликт чаще всего разрешается тем, что должник предлагает банку забрать машину.
Однако позитивным явлением на рынке кредитования стало уменьшение мошеннических схем с продажей залогового имущества. Ведь по кредитному договору в залоге чаще всего остается сам автомобиль, на покупку которого заемщик получает средства.
Последние года три на рынке была популярной следующая мошенническая схема: некое лицо, имеющее связи в банке, находило нищего заемщика – чаще всего, бомжа или алкоголика, на которого оформлялись все необходимые для получения кредита документы.
На полученные средства приобретался автомобиль, который вслед за тем продавали ничего не подозревающему покупателю. В результате банк не мог взыскать долг с нищего заемщика, так как взыскивать с него нечего. Поэтому изымалось залоговое имущество у добросовестного покупателя.
Такая схема получила широкое распространение, когда рынок автокредитования активно развивался. Автокредиты выдавались массово, без достаточной проверки заемщиков.
В кризис, как известно, требования к заемщикам стали на порядок жестче. Поэтому подобных мошенников действительно стало меньше.
Дарья Юрищева