Споры о дефиците бюджета перешли от вопроса «быть или не быть», к вопросу «доколе»? Главный пессимист правительства Алексей Кудрин заверяет, что дефицитным бюджет будет аж до 2013 года. А выход страны из кризиса будет еще более мучительным, чем в 1998-м. Помощник президента Аркадий Дворкович считает такие «дыры» в бюджете слишком рискованными. Эксперты также расходятся в расстановке приоритетов. С одной стороны, в нынешних условиях стимулировать экономику необходимо. С другой стороны, слишком большой дефицит резко увеличивает макроэкономические риски. Мировая конъюнктура сегодня против России. И главное слово в перспективах развития остается за... США.
Российские государственные мужи опять не сходятся во мнениях по поводу макроэкономического прогнозирования и планирования. На этот раз не совпали ожидания помощника президента России Аркадия Дворковича и министра финансов Алексея Кудрина.
Традиционно пессимистически настроенный министр на коллегии Минфина озвучил грустный прогноз. По его словам, бюджет нашей страны будет оставаться дефицитным вплоть до 2013 года. В 2009 году дефицит впервые после восьми лет профицита составит 7.4%. Покрывать его придется суммой в размере 2.7 трлн рублей, взятой из национальных фондов. Напомним, что Правительство на четыре года (до 2013-го) отменило ограничение Бюджетного кодекса по объему дефицита бюджета в 1% ВВП.
В 2010 году, по прогнозам Кудрина, дефицит бюджета снизится до 5% ВВП, в 2011 году - до 3%. И только к 2013 году достигнет нормы в 1% ВВП. Отметим, что дефицит этих лет планируется покрывать в том числе за счет заимствований.
С этим прогнозом не только не согласился, но и даже назвал его опасным Аркадий Дворкович. По его мнению, дефицит бюджета в следующем году должен быть меньше 5%, в противном случае, будут созданы чрезмерные риски для российской экономики в среднесрочной перспективе.
Однако А. Кудрин обосновывает свою позицию мировой конъюнктурой. По его словам, внешнеэкономические условия не будут столь же благоприятными, как в начале века при выходе России из кризиса 1998 года. И условия не будут благоприятствовать еще 10-50 ближайших лет. Ведь США в качестве главного локомотива мировой экономики будут выбираться из кризиса как минимум еще несколько лет. Следовательно, не будет ни значительного спроса на сырьевые ресурсы России, ни дешевых кредитов.
Свое нерадужное видение перспектив выхода России из кризиса Алексей Кудрин подкрепил примером из США. Соединенные Штаты выбирались из двух предыдущих рецессий (в начале 90-х годов и в начале 2000-х годов) также долго.
По словам министра финансов, спад в экономике США в 90-х продлился 8 месяцев, а выход из кризиса - 92 месяца. «Сейчас мы будем иметь спад в экономике США в течение 16-18 месяцев, это означает, что выход из кризиса, возможно, продлится несколько лет», - подчеркнул министр, слова которого цитирует «Интерфакс».
Однако мнение, что нынешний кризис окажется тяжелее кризиса десятилетней давности, озвучивал не только Алексей Кудрин. Напомним, в конце марта Всемирный банк (ВБ) опубликовал отчет, в котором отмечалось, что текущий кризис, вероятно, станет более глубоким с точки зрения замедления темпов экономического роста и более продолжительным по сравнению с кризисом 1998 года. Причинами тому назывались все те же падение спроса на нефть и «сложные международные финансовые условия».
Однако, что же делать в столь не благоприятствующей России ситуации? Нужно ли увеличивать госрахсоды, растягивая дефицит бюджета, или это все-таки слишком рискованно?
Сергей Перминов, аналитик Rye, Man & Gor Securities, прежде всего, отметил, что сегодня никто не может сделать хоть сколько-нибудь реалистичный прогноз на конец текущего года, не говоря уж о грядущем.
По его словам, если подъем в экономике не наметится, и «все будет по-прежнему плохо», предпочтительнее «опускать» рубль, имея больший дефицит, чем наблюдать постоянно ухудшающиеся условия в экономике при меньшем дефиците бюджета.
Наш собеседник согласился с грустными прогнозами Кудрина о долгом и мучительном выходе из кризиса. По его словам, благоприятные условия для роста экономики «в обозримом будущем не вернутся».
Однако он подчеркнул, что ключевые для развития ситуации решения в любом случае принимает Федеральная Резервная Система (ФРС) США. Если американцы решат, что им нужны неустойчивые, но высокие темпы роста, то конъюнктура середины первого десятилетия XXI века может вернуться на несколько лет. Однако затем может разразится еще более худший кризис.
Если же американские власти сочтут, что развитие должно быть устойчивым, то темпы роста, в том числе и для России, будут гораздо более медленными, чем после 1998 года.
Рост российской экономики последних лет можно считать неустойчивым, так как темпы устойчивого развития априори более умеренные. Например, московская недвижимость в долларовом выражении, вероятно, вообще никогда больше не достигнет предкризисных пиков.
Благополучие прошлых лет объясняется исключительно избытком долларов в мировой экономике, подчеркнул Сергей Перминов из Rye, Man & Gor Securities. Сегодня «тоже можно напечатать много долларов, и прекрасно жить какое-то время», заметил аналитик. Только лучше не прогнозировать, что же случится потом.
По словам аналитика RMG, с одной стороны слишком большой дефицит бюджета для России неприемлем. Грубо говоря, «если принять 50%-ный дефицит, то о какой экономике вообще может идти речь», - отметил он. С другой стороны, стимулировать экономику так или иначе необходимо.
В такой ситуации за Правительством остается некий «средний выбор», резюмировал Сергей Перминов. По его мнению, дефицит в 8% ВВП для России – «адекватный», большего отечественной экономике не потянуть, так как «рубль не доллар».
Диаметрально противоположное мнение на это счет высказал аналитик ИК «Тройка Диалог» Антон Струченевский. По его словам, «в краткосрочном планировании на следующий год нужно поставить цель выхода на бездефицитный бюджет», так как ключевой момент для России - макроэкономическая стабильность. А при 5-процентном дефиците макроэкономические риски резко увеличиваются.
Макроэкономические риски прежде всего угрожают финансовой стабильности, пояснил эксперт. По словам Антона Струченевского, основной причиной кризиса 1998 года явился как раз дисбаланс бюджета. Что касается вопроса выхода России из кризиса, то дать на него ответ можно будет лет через пять, считает аналитик «Тройка Диалог». Ведь в 1999 году казалось невероятным, что экономика начнет расти, однако это произошло, напомнил Антон Струченевский.
Президент Фонда поддержки законодательных инициатив Григорий Томчин, комментируя прогнозы министра финансов, заявил в интервью Bigness.ru, что «Россия может выйти из финансово-экономического кризиса в те же сроки, что и мировая экономика».
По его словам, прогнозы государственных мужей свидетельствует о тех мерах, которые они собираются предпринять для выхода из кризиса. Судя по пессимистичности прогнозов, выбран пассивный вариант, заметил Григорий Томчин.
Под пассивным способом эксперт понимает трату средств, что «мы накопили за период тучных лет, на поддержку социальных программ, с риском, что деньги кончатся раньше, чем мировая финансовая система выйдет из кризиса». Тогда Россия снова вернется в сырьевую экономику, и начнет все с начала.
Что ж, мнения экспертов разошлись. Это неудивительно, когда нет согласия и в высших эшелонах власти. Это лишь свидетельствует о масштабах проблемы.
Дарья Юрищева