Россия согласовала строительство ветки нефтепровода ВСТО в Китай. В том числе, запланировано снижение экспортной пошлины на прокачку нефти по этой «трубе». Насколько целесообразен такой затратный проект в кризисное время? Эксперты расходятся во мнениях. С одной стороны, без льгот и налоговых послаблений проект нерентабелен. Кроме того, разведанных запасов черного золота недостаточно. С другой стороны, запуск проекта может стать «спасательным кругом» для компаний, занимающихся геологоразведкой и разработкой месторождений.
Правительство РФ одобрило подписание соглашения с Китаем о сотрудничестве в нефтяной сфере, которое предполагает строительство ответвления от нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан» (ВСТО) на Китай.
Проект нового соглашения призван развить положения меморандума о взаимопонимании по сотрудничеству в нефтяной сфере между Россией и Китаем. Меморандум был подписан еще в октябре прошлого года.
Проще говоря, речь идет о согласовании строительства нефтепровода от российской нефтеперекачивающей станции в Сковородино до китайской станции Мохэ.
Справка:
Мощность нефтепровода Сковородино-Мохэ составит 15 млн т нефти в год. Трубопровод будет состоять из сухопутных участков на территории России и Китая и подводного перехода через реку Амур.
Нефтепровод является ответвлением ВСТО, и создается с целью диверсификации экспортных потоков российской нефти с месторождений Западной и Восточной Сибири. Основным рынком сбыта нефти для этого маршрута будет рынок Китая.
Протяженность ответвления ВСТО от Сковородино до границы с КНР составит 67 км. Участки в пределах РФ и КНР будет сооружаться одновременно, при этом каждый из партнеров намерен вести работы на своей территории самостоятельно.
Стоимость российской части оценивается в 10 млрд руб. Уже объявлен конкурсный отбор претендентов на выполнение строительно-монтажных работ. Планируемый срок завершения проекта - декабрь 2010 года.
Однако реализация соглашения помимо прочего потребует дополнительных расходов из федерального бюджета на создание временного пункта пропуска в районе строительства.
Кроме того, существенные преференции получат российские компании, обеспечивающие строительство, эксплуатацию и загрузку нефтеропровда. Так, Транснефть и Роснефть получат право доступа к нефтепроводу для поставок нефти в Китай на 20 лет.
Сверх этого, соглашение предполагает освобождение от уплаты ввозной таможенной пошлины, налога на добавленную стоимость и сборов за таможенное оформление необходимых для строительства нефтепровода строительных материалов и оборудования, транспортных средств и услуг. Таким образом, создаются условия для обеспечения возврата кредитных средств, полученных компаниями от Банка развития Китая.
А ведь при дефиците бюджета российское правительство крайне неохотно идет на сокращение налоговых поступлений. Насколько затратный проект нефтепровода вообще выгоден России? Аналитик ИК «Файненшл бридж» Дмитрий Александров напомнил, что в части выгоды данный проект считается «спорным». С одной стороны он действительно открывает рынок сбыта для восточносибирской нефти; является хорошим импульсом для развития месторождений Восточной Сибири, подчеркнул наш собеседник.
Вместе с тем, стоимость проекта трубопровода такова, что теперь нужно изыскивать постоянные льготы для месторождений Восточной Сибири (как, например, снижение налогов), чтобы добыча нефти с этих месторождений была рентабельна, заметил Д. Александров.
Сегодня уже планируется дополнительно снизить экспортные пошлины на нефть, которые будут транспортироваться через ВСТО. Таким образом, «государство, стимулируя ВСТО, тратит средства напрямую (уже затрачено порядка $15 млрд), плюс к этому несет дополнительные расходы на налоговых льготах», - пояснил Д. Александров из «Файненшл бридж».
В то же время, сама схема трубопроводного экспорта не так интересна, как вариант железнодорожного транзита, считает эксперт.
Во-первых, железная дорога создает больше рабочих мест. Во-вторых, трубопровод превосходит железнодорожное строительство по трудозатратам. Кроме того, наличие железной дороги (а в этом регионе с таким транспортом вообще сложная ситуация) позволяет транспортировать не только нефть. Да и сама окупаемость нефтепровода ВСТО находится под вопросом, так как разведанных запасов нефти для этого недостаточно.
Однако с ним не согласен старший аналитик ИК «Уралсиб Кэпитал» Виктор Мишняков. По его словам, это как раз тот проект, инвестировав в который, «можно спасти другие сектора экономики». Как то: металлургические предприятия, которые будут производить трубы для проекта, и сервисный бизнес, который как раз будет заниматься разведкой и разработкой месторождений.
Ведь в кризис (когда большинство нефтяных компаний урезали свои инвестпрограммы и затраты на разведку) прежде всего пострадали именно сектора, обслуживающие сырьевиков.
Дарья Юрищева