Этот год будет вписан в историю мирового автомобилестроения. Готовится кануть в небытие компания-легенда General Motors. Этот автоконцерн оставался лидером мировых продаж на протяжении восьми десятков лет. Однако огромные долги, избыточные социальные обязательства в сочетании с падением спроса привели автогиганта к коллапсу. Сегодня американские власти предлагают компании готовиться к банкротству. Вместе с тем, GM не перестанет существовать физически. Ее многочисленные активы будут распроданы. Российские заводы концерна также, вероятно, найдут своего покупателя.
General Motors, локомотив «большой детройтской тройки», скорей всего станет банкротом. Как пишет газета New York Times, Минфин США рекомендовал автогиганту все-таки начать подготовку документов, необходимых для подачи в суд иска о банкротстве.
По сведениям газеты, GM может объявить о банкротстве до 1 июня. Ранее сообщалось, что американская администрация дает автопроизводителям шанс выработать антикризисные планы как раз до начала лета. Вместе с тем, глава Минфина США Тимоти Гайтнер уже намекал на возможность радикальной реструктуризации долгов GM - банкротство.
Однако концерн отягощен огромными долгами: обязательства перед банками и держателями облигаций составляют $28 млрд, перед Chrysler — $7 млрд. Помимо прочего, General Motors должны $20 млрд фонду социальной поддержки своих бывших работников.
GM уже получала госпомощь в размере $13.4 млрд, и запрашивала еще $16.6 млрд на реструктуризацию.
Учитывая те проблемы, с которыми столкнулись американские автопроизводители вообще, и GM в особенности, американским властям предстояло решить сложный вопрос: как поступить с национальным автогигантом. Ведь эта отрасль пребывает в депрессивном состоянии уже не первый год.
Проблемы GM сформировались как минимум года два назад, напомнил Управляющий директор инвестиционной группы AG Capital Александр Агибалов. Чистый убыток General Motors в 2008 году составил «всего» $30.9 млрд, в то время как в 2007 году он равнялся $43.3 млрд.
Однако процедура банкротства не означает, что компания будет «буквально стерта с лица земли, все ее активы будут распроданы, и она полностью прекратит существование», - успокоил аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. Процедура банкротства в данном случае является скорее защитой компании от кредиторов.
Банкротство необходимо, чтобы очистить компанию от ненужных активов, реструктуризовать задолженность. Такую политику, видимо, будет проводить новая команда управленцев, которая придет на предприятие после введения такой процедуры.
Вероятность того, что производство автомобилей концерна полностью прекратится, невелика, считает М. Пак. Ведь помимо убыточных активов (в первую очередь, в США в Северной Америке) у GM есть ряд перспективных активов, в том числе и в России. В частности, совместное предприятие с АвтоВАЗом (выпускает Chevrolet Niva), а также сборочное предприятие в Санкт-Петербурге.
И, несмотря ни на какие перипетии, автомобили GM остаются самыми продаваемыми в России. Так, лидером продаж на нашем рынке в прошлом 2008 году стала марка Chevrolet, принадлежащая американскому концерну.
Прибыльные активы в принципе могут существовать сами по себе, или в руках другого собственника, рассказал аналитик ИФК «Метрополь».
Главными вопросами с банкротством GM станут: в каком виде сохранятся предприятия, и как будут погашаться долги.
Возможно, сначала будет сделана попытка найти «белого рыцаря» - инвестора, который возьмет на себя все проблемы компании целиком, предположил А. Агибалов. Но скорей всего участью General Motors станет дробление концерна и продажа различных его активов.
В СМИ уже появлялись сообщения об охотниках за привлекательными активами GM. Например, китайский SAIC проявлял заинтересованность к европейскому подразделению General Motors. Организатором продажи является германский Commerzbank, заинтересованный в спасении немецкого производства Opel.
Помимо прочего, процедура банкротства «развязывает руки» руководству GM для разрешения конфликта с профсоюзами, который сыграл не последнюю роль в печальном положении компании, отметил А. Агибалов из AG Capital. Именно профсоюзы противились сокращению штата в целях оптимизации издержек.
Непомерная социальная нагрузка американских автоконцернов вообще существенно усугубила их положение в период кризиса спроса. Социальная составляющая в себестоимости каждого автомобиля GM - несколько тысяч долларов (это и помощь пенсионерам, и нынешним работникам), заметил А. Агибалов.
Такая модель оказалась неэффективной. Японские и корейские производители, чьи автомобили лишены столь высокой социальной надбавки, обыгрывают американские компании на их же рынках, так как имеют меньшую себестоимость.
Закат «звезды» General Motors бесспорно станет знаковым событием для мирового автомобилестроения. Напомним, в прошлом году этому концерну исполнилось 100 лет (компания была основана в 1908 году). К моменту наступления мирового кризиса, General Motors принадлежали бренды Buick, Cadillac, Chevrolet, GMC, GM Daewoo, Holden, Hummer, Opel, Pontiac, Saturn, Saab, Vauxhall, Wuling.
До катастрофического для компании 2008 года, американский концерн удерживал мировое лидерство по объему продаж на протяжении последних 77 лет. Заводы компании выпускают легковые и грузовые автомобили в 34 странах мира. Крупнейшим рынком сбыта GM являются США, за ними следуют Китай, Бразилия, Великобритания, Канада, Россия и Германия.
Дарья Юрищева