Бизнес в Интернете: секрет успеха в кризис

В кризис рынок электронной коммерции продолжает развиваться. Это связано как с чисто «кризисными» причинами, вызванными сложившейся экономической ситуацией, так и с естественным приростом пользователей за счет все большего распространения интернета. Эксперты отмечают две тенденции: становится больше посетителей, но и конкуренция за них увеличивается. Кроме того, кризис меняет поведение посетителей интернет-магазинов: они стали осторожнее и внимательнее. Дольше выбирают, больше сравнивают. Поэтому в онлайн-бизнесе победителем выйдет тот, кто сумеет быть наиболее лояльным и «клиентоориентированным».

По данным Национальной Ассоциации Участников Электронной Торговли (НАУЭТ), в 2008 году объем рынка электронной торговли в России вырос на 34.6%. и составил 128.31 млрд руб. В том числе: сектор B2 B составил 4.04 млрд руб., реализация товаров населению — 110 млрд руб., торговля с государственным сектором — 14,27 млрд руб. А объем рынка моментальных платежей (оплата товаров и услуг через интернет посредством банковских карт и «электронных денег») в 2008 году в 5 раз превысил объем рынка электронной торговли и составил 536 млрд. руб.

В 2009 году, несмотря на кризис, эксперты также прогнозируют рост рынка электронной коммерции. Цифры кажутся оптимистичными и привлекательными для бизнесменов и инвесторов, как для тех, кто уже «в рынке», так и для тех, кто только собирается начать онлайн-бизнес.

Бизнесмены уходят в сеть

Рост рынка связан с несколькими факторами. Это и «естественная» причина - развитие и все большее проникновение Интернет, и причины, непосредственно связанные с кризисом.

Можно сказать, что экономический кризис способствует развитию интернет-бизнеса, ведь не секрет, что e - business требует намного меньше издержек, по сравнению с оффлайн-бизнесом. Поэтому в Интернет становится очень привлекательным и для крупного, уже состоявшегося бизнеса, стремящегося сократить издержки в кризис, и для мелкого бизнеса, который только начинает развитие и не может себе позволить лишние траты, например, аренду офиса.

В результате - в интернет уходят крупные офлайновые торговцы с развитой инфраструктурой и логистикой. Уже в 2008 году рост присутствия в интернет в отдельных крупных розничных сетях составил более 80% по сравнению с 2007 годом.

Кризис повлиял также и на рост малого бизнеса в интернете: стало больше бизнесменов-одиночек и коммерческих проектов, которые создали и поддерживают 2-3 человека. Рост в этом сегменте связан, помимо прочего, с тем, что многие перспективные, инициативные молодые люди, не найдя достойного применения на наемной работе, решили заняться собственным делом.

Кроме того, на государственном уровне реализуется политика по развитию информационного общества, начатая в прошлом году Д.Медведевым. Например, по словам президента НАУЭТ А.Н. Киселева, в государственном секторе создана инфраструктура для проведения электронных торгов (государственных закупок).

Хотим дешево…

В интернете - дешевле. Этот стереотип, до сих пор часто справедливый, давно и прочно укоренился в сознании граждан. Кризис заставил людей пересмотреть свои взгляды на интернет-магазины, где товары нередко продаются дешевле, чем у традиционных ритейлеров, считают в НАУЭТ. “Сейчас возможен рост оборотов у интернет-магазинов, потому что граждане стали больше покупать через Интернет, где товары продаются дешевле, чем в торговых сетях”, - соглашается с ним участник НАУЭТ Иван Кургузов.

Некоторые аналитики считают, что распространение и развитие Интернет также влияет на рост доверия к интернет-магазинам консервативно настроенного большинства граждан. “Интернет-торговля будет наращивать обороты по мере выхода из кризиса, в том числе и потому, что пользователи становятся все более лояльными к этому виду торговли. Поэтому данный сегмент весьма перспективен, хотя точно оценить и спрогнозировать рост будет сложно по ряду факторов, в числе которых и колебание курса рубля”, - добавляет аналитик iKS-Consulting Елена Крылова.

“Люди научились доверять интернет-магазинам, а также кризис заставил их считать деньги. Можно предположить, что при таком сценарии интернет-торговля будет перспективным направлением”, - соглашается аналитик J”son & Partners Сергей Ермилов.

Управляющий партнер компании “Ашманов и партнеры” Игорь Ашманов признал, что у веб-студий увеличился объем заказов на разработку мелких сайтов и интернет-магазинов.

… но не сердито!

Да, кризис способствует росту количества пользователей. Однако поведение их изменилось. Во-первых, покупатель стал более экономным. Во-вторых – более разборчивым. А еще клиенты стали более требовательными к сервису. Если раньше пользователи готовы были терпеть неудобства интерфейса, то теперь они просто уходят с сайта, если на нем неудачно расположен поиск, слишком много полей для регистрации, не видно кнопки «купить» и т.п. Покупатели могут переключиться на интернет-магазин-конкурент, если в нем окажутся более привлекательными способы оплаты или доставки. Надо признать, что растущ ая конкуренция в Интернете только способствует укреплению этой тенденции.

Прежде чем заказать какой-либо товар или услугу посетители тщательно мониторят интернет в поисках наиболее выгодного предложения. Если раньше у владельцев интернет-магазинов главная маркетинговая задача заключалась в том, чтобы «захватить» первые места в выдаче поисковых систем Яндекса и Google, с целью попасть в зону внимания максимального количества посетителей и привлечь их на свой сайт, то теперь возрастает роль юзабилити как инструмента удержания пользователя на своем сайте за счет его удобства и понятности.

«В этой борьбе значение интерфейса велико как никогда. Если ваш сайт неудобен или не внушает доверия – вы будете терять клиентов. И при этом не важно насколько разветвленная у вас сеть поставщиков, складом какой категории вы пользуетесь и насколько оперативно работает служба доставки – до этих этапов дело не дойдет, т.к. пользователь просто закроет страницу. Ему это сделать проще, чем разбираться в особенностях вашего сайта – у него открыто еще 10 вкладок с подобными предложениями», - отмечает Дмитрий Сатин, генеральный директор USABILITYLAB.

Для владельцев электронного бизнеса это означает только одно. Выживут те, кто проявит гибкость. Те, кто сможет удовлетворить запросы покупателей, сможет расширить свой бизнес, прочие же рискуют вообще быть выдавленными с рынка.

Информационный партнер:


Анастасия Каримова
tech
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.