В то время, как мировое сообщество переживает резкий спад инфляции, в России этот показатель до сих пор составляет двузначное число. Более того, прогнозы по инфляции на конец года сильно различаются, что затрудняет экономическое планирование. Тому виной тяжкое наследие советской экономики, говорит собеседник Bigness.ru.
В развитых странах, остро страдающих от финансового кризиса, единственной отрадой для потребителей в текущей ситуации стало снижение темпов роста цен, а местами – и дефляция (снижение цен).
Так, согласно недавним заявлениям руководителя Европейского Центробанка Жан-Клода Трише, инфляционное давление в еврозоне падает, а к середине текущего года может быть зафиксировано снижение потребительских цен. В марте этого года инфляция в еврозоне уже замедлилась до 0,6% в годовом исчислении. Это самое низкое значение инфляции за все время существования евро. В феврале инфляции в еврозоне составлял 1,2%.
У виновника кризиса – Соединенных Штатов Америки – инфляция также резко замедлилась. Потребительские цены в США с января 2008 по январь 2009 вообще не изменились. Нулевой уровень инфляции за год является самым низким с 1955 года.
Дефляция, конечно, явление весьма опасное. Она снижает прибыли и усложняет выплату долгов. Иллюстрацией тому может служить Великая депрессия в США в 30-е гг. прошлого века.
Нашей стране дефляция не грозит. В России даже кризис спроса не привел к существенному снижению темпов роста цен. В 2008 году инфляция составила 13,3%, а что будет в этом году – предсказать практически невозможно. Существующие прогнозы (как официальные, так и частные) поражают разбросом ожиданий.
Так, первый зампред ЦБ Алексей Улюкаев высказывается за то, что инфляция в России по итогам года может быть ниже 12%. Несколькими днями ранее помощник президента РФ Аркадий Дворкович озвучил прогноз, что инфляция в России в 2009 году составит 13-14%.
Традиционно пессимистично настроенный министр финансов Алексей Кудрин вчера же загадочно высказался: «у нас риски инфляции большее, чем риски снижения».
Примерно такого же мнения придерживается Центробанк. 25 марта ЦБ сообщил, что не будет пересматривать прогноз по инфляции на 2009 год, оставив его на уровне 13%.
Однако зарубежные институты говорят о значительно меньших цифрах. Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в конце марта опубликовала отчет, в котором прогнозировала, что инфляция в этом году в России составит всего 8%, а в 2010 году вообще упадет до 6%.
Аналитики инвестиционного банка UBS также предрекают, что по итогам года инфляция составит 8.5% на фоне снижения спроса, сокращения зарплат и отсутствия роста денежной массы.
Пока чиновники и независимые аналитики не находят согласия в прогнозах, цены на прилавках продолжают расти. Кто прав? Точнее, кто виноват в разбросе прогнозов по инфляции? Аналитик Rye, Man and Gor Securities Сергей Перминов заметил, что сейчас трудно найти повод, прогнозы по которому были бы схожими.
По его словам, нет однозначного ответа на вопрос, что влияет на инфляцию в России. При таком падении темпов роста экономики и снижении денежной массы, каковые наблюдаются, инфляция должна быть в районе нуля, если не «в минусе», даже с учетом девальвации рубля.
Аналитик Rye, Man and Gor Securities назвал три версии причин высокой инфляции в России. Согласно первой версии, рост цен вызван ростом тарифов (в том числе на электроэнергию, на газ). По второй версии, ЦБ вообще не контролирует денежную массу. Рублевая масса в стране снизилась лишь потому, что многие «ушли в доллары». С учетом долларов, денежная масса в России не снизилась, а увеличилась.
По третьей версии, российская экономика малоконкурентна, компании не заинтересованы в том, чтобы снижать цены.
Такую точку зрения разделяет завкафедрой международных валютно-финансовых отношений ВШЭ профессор Владимир Евстигнеев. В интервью Bigness.ru профессор пояснил, что под инфляцией порой подразумевают совершенно разные механизмы. «Многие журналисты и даже эксперты отождествляют это слово с ростом цен, - с упреком заметил наш собеседник, - в то время как рост цен может иметь иную природу».
Инфляция – это переполнение каналов денежного обращения. В строгом смысле слова, инфляция - это рост цен, обусловленный дешевизной денег и эмиссионной деятельностью ЦБ. И именно с этой классической инфляцией борется наше Министерство финансов во главе с Алексеем Кудриным, пояснил профессор Владимир Евстигнеев. По мнению нашего собеседника, сдерживание инфляции в настоящем смысле слова очень важная задача.
Однако в настоящее время в России рост цен лишь в малой степени обусловлен эмиссионной деятельностью Центрального Банка.
Банк России, в отличие от казначейств многих стран, придерживается политики ограничений государственных заимствований, ведь денежная масса в обращении растет в основном из-за того, что государство обращается к ЦБ за кредитами. В нашей стране, так как давно не наблюдалось дефицитов, эта практика отсутствует, - подчеркнул эксперт.
Рост цен, который некорректно отождествляют с инфляцией, в России имеет другую природу. Он обусловлен институциональной структурой нашей экономики. А именно, «засильем олигополистов, в некоторых случаях монополистов, особенно с государственным участием», - считает Владимир Евстигнеев.
Угроза роста цен в России обусловлена «порочной практикой создания громадных корпораций с госучастием», - подчеркнул профессор ВШЭ. Обилие громоздких концернов вредно с точки зрения прогресса, так как они склонны к консерватизму. Кроме того, отмечает Владимир Евстигнеев, «эти чудовища любят перекредитовываться», и уже с января прошлого года не редко попадают в ситуацию технического дефолта по своим займам, особенно зарубежным.
«Практика по созданию исторически устаревших монстров» приводит к таким ситуациям, какую в России наблюдали этой осенью. Удешевление нефти не приводило к удешевлению бензина на российских газозаправках в отличие от американских», - заметил Владимир Евстигнеев. «Я настаиваю, что угроза роста цен в России имеет не денежную природу, а структурно институциональную», - подчеркнул наш собеседник. По его словам, в этом смысле мы еще не избавились от олигополистической структуры, унаследованной от СССР.
Таким образом, оценки инфляции варьируются в зависимости от того, на какие аспекты проблемы роста цен обращают внимание наблюдатели и комментаторы.
Если сосредотачиваться на монетарной стороне вопроса, то рост цен с этой стороны нам не угрожает. Те, кто обращает внимание на структурно-институциональные предпосылки, не могут не видеть угрозы роста цен.
Краеугольным камнем инфляции в России аналитик Rye, Man and Gor Securities назвал все-таки цену нефти. Чем выше цена нефти, тем меньше перспективы падения рубля. Чем ниже цены на нефть, тем очевиднее, что рубль упадет, подчеркнул Сергей Перминов.
«Мы предполагаем, что будет некий второй раунд девальвации рубля», поэтому инфляция по итогам года будет достаточно высокой, отметил он. Если второго раунда девальвации не будет, то инфляция, соответственно, будет низкой.
При текущем курсе рубля можно рассчитывать на инфляцию по итогам года в 8-10%. Если предполагать второй раунд девальвации, такого же порядка, что уже состоялся, инфляция по итогам года составит 17.5%. В своих прогнозах Rye, Man and Gor Securities ориентируется в первую очередь на данные Росстата.
Дарья Юрищева