В мире разгорается решительное наступление на оффшоры. Ведущие мировые державы воюют с «налоговыми оазисами» не первый десяток лет, но экономический кризис и борьба со схемами финансирования мирового терроризма сделали этот вопрос как никогда острым. Сегодня легкомысленное отношение к странам, предоставляющим оффшоры, не могут позволить себе ни США, ни Европа. Однако сами оффшорные страны не спешат отказывать себе в легком «хлебе».
Саммит стран G20 в Лондоне принял набор решений, призванных укрепить мировую финансовую систему и преодолеть последствия кризиса – от регулирования бонусных выплат менеджменту компаний и банков до борьбы с оффшорами.
После подписания итогового заявления участников саммита Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), которая была назначена ответственной за борьбу с «проштрафившимися», опубликовала «черный», «серый» и «белый» списки, где страны сгруппированы в зависимости от соответствия международным нормам налогообложения, борьбы с финансовыми махинациями и раскрытия банковской информации.
К черному списку ОЭСР относит страны, не подписавшие соглашения об обмене налоговыми данными и не принимающие участия в международной борьбе с налоговыми мошенничествами. В серый список попадают государства, формально присоединившиеся к соглашениям о раскрытии информации, но не выполняющие их на деле. В белом списке числятся страны, неукоснительно выполняющие рекомендации ОЭСР и международные договоренности.
В перечень стран, которым «не повезло», вошли всего четыре государства: Коста-Рика, Малайзия, Филиппины и Уругвай. Отчет о результатах борьбы планируется предоставить в ноябре. Однако есть и «серый» список из 38 государств и именно им обычно неплохо живется.
Напомним, что ведущие мировые державы ведут с «черными» оффшорами настоящую войну уже не первый десяток лет - сейчас, когда обострились проблемы экономического кризиса и финансирования мирового терроризма, легкомысленное отношение к странам, предоставляющим оффшоры, не могут позволить себе ни США, ни Европа.
Вопросом банковской тайны больше всего озабочены банки Швейцарии, так как это является таким же символом страны, как и швейцарский нож. Во вторник американские власти заявили о начале переговоров со Швейцарией с целью внесения изменений в соглашение о борьбе с уклонением от уплаты налогов. По примерным оценкам, американскому бюджету существование «налоговых лазеек» обходится в $100 млрд в год, отмечает ВВС.
Министр финансов США Тимоти Гейтнер выразил надежду на то, что США и Швейцарии удастся договориться об обмене налоговой информацией.
Ранее США потребовали от швейцарского банка UBS раскрыть имена всех его американских клиентов, которым он помог укрыть финансовые активы. В феврале швейцарский банк UBS предоставил Соединенным Штатам данные о 300 своих американских клиентах. При этом банк отклонил примерно 52 тыс. аналогичных запросов как недостаточно обоснованные.
А вот Кипр очистился от ярлыка оффшора, хотя раньше слова «Кипр» и «оффшор» были синонимами. «Это страна с очень благоприятным налоговым режимом, который распространяется как на граждан республики, так и нерезидентов», - заявил министр финансов Республики Кипр Харилаос Ставракис по случаю включения Кипра Организацией экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в «белый» список государств, которые привели свои банковские законы в соответствие с требованиями организации.
По словам Ставракиса, включение Кипра в этот список стало результатом принятых в свое время министерством финансов мер предосторожности, в частности, подготовки законопроекта о частичном снятии банковской тайны, который был одобрен парламентом до проведения саммита «большой двадцатки» в Лондоне. Он подчеркнул, что в течение последних лет в республике происходили очень позитивные процессы в экономике, которые позволили отвоевать долю рынка у конкурирующих стран, передает Прайм-Тасс.
«Мы одержали очень важную победу, однако война еще не закончилась, - заявил Ставракис. - Мы слышим, как некоторые страны пытаются тем или иным способом очернить репутацию Кипра как здорового и качественного финансового центра. Наша задача - сделать все возможное, чтобы поддерживать наши позиции на как можно более высоком уровне».
Министр подчеркнул, что на Кипре самые низкие налоги в Европе, и правительство заключило соглашения об избежании двойного налогообложения со многими странами. «Подобная комбинация, а также стабильная финансовая ситуация - это то, что делает нас государством, привлекательным для иностранных инвестиций», - добавил он.
Однако, несмотря на намерение стран G20 бороться с налоговыми оффшорами, планов перейти к единой мировой налоговой системе нет, заявил помощник президента РФ Аркадий Дворкович.
«Все страны разделяют позицию, которая состоит в том, что прежде всего нужна прозрачность и сотрудничество в этой сфере. Речь не идет о том, чтобы кого-то заставить отменить пониженные налоговые ставки», — сказал Дворкович на пресс-конференции во вторник, посвященной итогам саммита G20.
По его мнению, налоговая конкуренция является реальностью, ее нельзя отменить в одночасье. «Она будет сохраняться многие годы, а может быть, и всегда. У нас нет пока никаких намерений с партнерами перейти к единой мировой налоговой системе», — сказал помощник президента РФ. В то же время, заметил Дворкович, «необходимо, чтобы эти режимы работали прозрачно, чтобы у налоговых органов была необходимая информация о том, что происходит со счетами, денежными потоками и имуществом клиентов, которые являются объектом налогообложения».
Кроме того, он отметил, что «двадцатка» не ставит целью ликвидацию оффшоров. «Есть цель - обеспечение сотрудничества в раскрытии информации», - пояснил помощник президента.
А относительно России отметил, что она «находится в верхней части списка среди стран, которые сотрудничают, которые приняли стандарты и которые полностью удовлетворяют всем требования ОЭСР. «К нам никаких вообще претензий на эту тему нет», - отметил он.
Эксперты так же отмечают, что информация хотя и должна в какой-то мере раскрываться, но не на столько, чтобы оффшоры совсем потеряли свой изначальный смысл.
«В целом сама идея оффшоров в том, чтобы скрывать владельцев определенных активов. И если информация будет раскрываться вся, то не останется просто смысла самих оффшоров. Поэтому очень важно не нарушить эту тонкую грань, чтобы не потерять в этих компаниях привлекательность», - отмечает в интервью Bigness.ru старший трейдер ИК «Максвелл Капитал» Михаил Молодов.
А что касается ликвидации оффшоров, как класса, то, по словам координатора научных программ, доцента Международного института экономики и финансов ВШЭ Алексея Белянина, этот вопрос спорен.
«Ликвидация оффшоров означает большую открытость денежных потоков, большую наблюдаемость. Если оффшор ликвидируется, то ликвидируется “налоговая гавань” для крупного капитала», - говорит эксперт. Как следствие, часть капиталов будет вынуждено вернуться к нормальному налогообложению в странах фактического ведения бизнеса. «Соответственно, налоговые поступления в казну будут больше, как следствия будут возрастать госбюджеты, и государства смогут распоряжаться большими деньгами - в частности и на борьбу с финансовым кризисом», - поясняет он Bigness.ru.
Екатерина Евстигнеева