«Газовая» политика России уже стала похожа на холодную войну. На этот раз Газпром перевел на себя потоки газа из Азербайджана, последнего из возможных поставщиков газа для Набукко – проекта газопровода в обход России. В то время, как политические выгоды от данного соглашения очевидны, экономические еще не вполне ясны.
Сражения на фронтах «газовой холодной войны» продолжаются. На прошлой неделе российская сторона была уязвлена подписанием за её спиной договора на модернизацию Евросоюзом газотранспортной системы Украины. Но сегодня - ход за Россией. Она отсекла еще одного потенциального поставщика газа для проекта «Набукко». А ведь реализацией именно этого проекта Европейский Союз бравировал, демонстрируя желание снизить свою зависимость от российских поставок газа.
Справка: Набукко (Nabucco – с итальянского переводиться как Навуходоносор) - проект магистрального газопровода из Центральной Азии в страны Европейского Союза. Газопровод должен быть проложен в обход России через Азербайджан, Грузию, Турцию, Болгарию, Румынию, Венгрию, Австрию и Германию. В качестве потенциальных поставщиков газа для Набукко назывались Азербайджан, Иран, Туркмения и Ирак.
Наиболее важным препятствием в реализации проекта «Набукко» выступает проблема наполнения трубопровода газом. Как рассказывал Bigness.ru, Россия уже давно заключила с Туркменией договор о выкупе всего газа этой страны по цене, рассчитываемой по европейской формуле. Так что у Туркмении пока нет мотива думать о поставках газа на Транскаспийский газопровод, который фактически является началом Набукко.
В середине марта российской стороной был подписан «Меморандум о взаимопонимании в нефтегазовой сфере»с Ираном.
Казалось, что Европа уже сама признала данный проект нецелесообразным. На данный момент проект исключен из списка приоритетных проектов, то есть подлежащих финансированию отдельной строкой за счет неизрасходованных средств бюджета Евросоюза.
Тем не менее, теперь Газпром заключил договор с азербайджанской стороной – последним возможным источником газа для проекта «Навуходоносор». На днях «Газпром» и Государственная нефтяная компания Азербайджана (ГНКАР) подписали меморандум о взаимопонимании.
Согласно документу, российской и азербайджанской компаниям необходимо согласовать условия купли-продажи азербайджанского газа. Поставки азербайджанского газа должны начаться с января 2010 года до границы с Россией. Вместе с тем, точные объемы поставок и цена выкупа пока не называются.
Аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров в интервью Bigness.ru подчеркнул, что подобные соглашения, безусловно, призваны показать западному консорциуму, что никаких вариантов для реализации «Набукко» в том виде, в каком он того хочет, нет.
Аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров согласился, что Газпром прилагает усилия, результатом которых вольно или невольно является лишение Набукко источников поставок газа. Вместе с тем, он отметил, что говорить об отказе Европы от «Набукко» пока не приходиться. На данный момент средства, которые требовались для реализации проекта, ЕС выделил на реализацию концепции «Южного коридора», куда «Набукко» входит. Другое дело, что проект действительно «остается в подвешенном состоянии», заметил В. Нестеров.
Д. Александров напомнил, что к 2020 году по прогнозам в Азербайджане будет добываться около 50 млрд куб. м газа в год, тогда как сейчас добыча составляет порядка 11-
Тем не менее, по словам нашего собеседника, для Газпрома есть выгода выкупать весь газ, который будет добыт в Азербайджане по той же схеме, по которой он договорился его приобретать у Туркмении. В таком случае Газпром сможет оперировать газом, как захочет.
Однако В. Нестеров из «Тройки – Диалог» резонно заметил, что в случае данных поставок еще неизвестно, о каком количестве газа идет речь. Возможно, о совсем небольшом. Кроме того, по словам В. Нестерова, для Азербайджана приоритетным сейчас является наполнение газом альтернативной «трубы»: по ней азербайджанский газ должен идти по Южнокавказскому газопроводу в Турцию, из Турции - в Грецию, из Греции - в Италию.
Аналитик ФК «Уралсиб» Михаил Занозин также подчеркнул, что соглашение Газпрома и ГНКАР является рамочным, и носит скорее стратегический характер.
На наш вопрос о том, как Газпром может распорядиться газом из Азербайджана, Д. Александров заметил, что если в этой стране будут добываться действительно большие объемы «голубого топлива», то будут необходимы и новые газопроводы.
В таком случае у Газпрома есть два варианта строительства газопроводов. Первый - направить морскую ветку в Туркмению и там присоединить ее к Транскаспийскому газопроводу. Однако это ненадежный вариант, так как Транскаспийский газопровод является основой для конкурирующего проекта «Набукко» и Газпром может со временем упустить свое влияние над этой «трубой».
Так что такой вариант едва ли будет реализован, либо Газпром будет иметь в этом проекте контрольную долю, предположил аналитик «Файненшл бридж».
Более приемлемым является вариант строительства трубопровода, направленного вдоль азербайджанского и российского побережья каспийского моря в центральные районы России.
Политическая выгода от данного соглашения очевидна, однако целесообразно ли оно экономически? Если Газпром планирует выкупать газ по цене, рассчитанной по европейской формуле, это вполне жизнеспособный вариант, заметил аналитик «Файненшл бридж». Д. Александров подчеркнул, что себестоимость добычи газа в некоторых районах России выше, чем себестоимость его добычи в Азербайджане. По словам эксперта, логичней покупать дешевый газ в Азербайджане, чем добывать его в России, например на Ямале.
В то же время, по словам В. Нестерова, экономическая целесообразность новых поставок «не вполне ясна», потому что неизвестно, о каких объемах газа идет речь. Вместе с тем, азербайджанский газ «лишним не будет», заметил В. Нестеров. Как минимум потому, что, скорей всего, речь идет о незначительных для масштабов России объемах.
«При внутреннем потреблении в России порядка 450 млрд куб. м газа в год, включая технологический газ, поставки газа даже в
М. Занозин из «Уралсиба» согласился, что для Газпрома поставки азербайджанского газа, скорее всего, будут незначительными. Однако он предположил, что поставленные объемы пойдут на проект «Южный поток». Азербайджанский газ более или менее соответствует требованиям поставок в Европу, тогда как среднеазиатский газ для этого не годится. Среднеазиатский газ сернистый, он портит трубы, для поставок его надо перерабатывать, пояснил М. Занозин.
Дарья Юрищева