Сегодня в России, равно как и во всем мире, продажи автомобилей идут неважно. Самые большие потери несет рынок подержанных иномарок, который прежде был крайне силен в нашей стране. Импортеры машин с пробегом оказались между наковальней кризиса и молотом государственной политики поддержки отечественного автопрома. Да к тому же рынок рушит разорившийся средний класс, который продает свои авто за бесценок.
Стремясь создать тепличные условия для местных автопроизводителей – как для полностью отечественных, так и для отверточной сборки иномарок – государство ввело временные (на 9 месяцев) повышенные пошлины на подержанные автомобили из-за рубежа.
Напомним, с 12 января импортные пошлины на легковые машины со сроком эксплуатации от 1 до 5 лет увеличились в среднем до 30% от таможенной стоимости с пропорциональным повышением специфической ставки, исчисляемой в евро (за 1 куб. см объема двигателя).
Эта мера предсказуемо оказалась непопулярной среди населения – так как в России одни из самых высоких цен в мире на новые автомобили при весьма низких доходах граждан, покупка подержанной иномарки было одним из доступных способов улучшить качество жизни.
В докризисные времена брать подержанную иномарку из-за границы было выгодно. Если не экономить на диагностике, то человек со средними доходами мог получить недорогой, но качественный автомобиль, не знавший российских дорог и российского бензина. К тому же, как правило, скорость падения цен на иномарки старше трех лет была гораздо ниже, чем для новых автомобилей.
Однако новые пошлины удорожили ввоз автомобилей, а также сделали невыгодным импорт автомобилей старше пяти лет. Ситуацию усугубили девальвация рубля и экономический кризис, ударивший по доходам населения.
Предприниматели, занятые в этой сфере, уже в полной мере почувствовали «сгущение туч».
В компании AC Motors (специализируется на перегоне автомобилей из США) в интервью Bigness.ru рассказали, что в связи с кризисом продажи обвалились примерно на 40%. Однако нас заверили, что компания держится, и «никуда с рынка уходить не собирается». Вместе с тем, в AC Motors подчеркнули, что завозить автомобили старше 5 лет стало бессмысленно. Спрос сегодня переключился в основном на автомобили 2006-2008 годов выпуска.
Кроме того, вопреки расхожим суждениям, в США из-за своей сложившейся кризисной ситуации, автомобили стали продаваться немного дороже, процентов на 10-15%. В целом же стоимость подержанных иномарок в России выросла от 15 до 35% в зависимости от модели.
В компании AutoState еще более трагично описывают ситуацию на рынке продаж иномарок с пробегом: «рынок практически встал», - сказали представители компании в интервью Bigness.ru.
Если в январе перегонщики еще завозили товар, заказанный в декабре, но который не успели «растаможить», то февраль полностью замер. По словам нашего собеседника, только по официальным данным доля ввозимых иномарок с пробегом в общем объеме импорта упала до мизерных 0.6%. Из-за новой таможенной политики, девальвации рубля и падения спроса «ввоз подержанных иномарок становится экономически невыгодным», - считают в AutoState
Не спасает в этой ситуации и снижение цен на морские перевозки (один из основных каналов доставки автомобилей в Россию). По словам наших собеседников, стоимость перевозки упала на $400 за автомобиль, в то время как пошлины выросли на треть. Например, если раньше таможенная пошлина с автомобиля с объемом двигателя 3 литра стоила 6 тыс. евро, то сейчас «растаможка» обходится в 9 тыс. евро. В рублях разница еще более внушительна, если учесть рост курса евро на 10 с лишним рублей за полгода.
Сегодня в России гораздо выгоднее купить подержанную иномарку машину на внутреннем рынке, у стремительно обедневшего «среднего класса». Разница в цене с аналогичными привозными машинами достигает 20%. Рынок рушат люди, которые не справляются с выплатами по кредитам и готовы отдать свои машины за бесценок, признаются перегонщики.
В AutoState, которое занимаемся также выкупом и комиссионной продажей автомобилей, отмечают новые тенденции. По словам нашего собеседника, сегодня российские продавцы охотнее делают скидки, вплоть до 30%, только бы найти реального покупателя.
Впрочем, есть надежда, что на стоимость подержанных автомобилей повлияет «невидимая рука рынка», о которой так много говорили российские либералы-рыночники.
Дело в том, что Россия была важным рынком сбыта зарубежных машин. Российский рынок был одним из ключевых в первую очередь для Европы, и, во вторую очередь, для Америки. Только из США импортировалось до 100 тыс. автомобилей в год, что составляло 46% в объеме импорта в Россию. Сегодня эта цифра стремиться к нулю, рассказал нам собеседник из AutoState.
И девать такое количество подержанных автомобилей европейцам и американцам просто некуда. Кризисные явления захлестнули их еще раньше, и на вторичный рынок выбрасывается все больше автомобилей. Возможно, чтобы попытаться восстановить спрос, западные рынки стихийно пойдут на существенное снижение цен на машины с пробегом. Тем более, что во многих развитых странах власти стали материально стимулировать население на покупку новых автомобилей.