На АвтоВАЗ могут наложить огромный штраф за 1,5-процентное повышение цен на автомобили – если, конечно, антимонопольной службе удастся доказать необоснованность запланированного удорожания. Пока одни эксперты пытаются объяснить действия завода, другие предлагают задуматься: кому так старательно помогает российское государство?
Суета вокруг российского автогиганта - АвтоВАЗа - продолжается. Вчера стало известно о повышении АвтоВАЗом цен на автомобили Lada на 1.5%. Отметим, что такое решение компания принимает в период тотального падения спроса на автомобили вообще, и на ее собственные модели в частности. Так, только в феврале продажи тольяттинского производителя упали на 37%.
И это уже второе повышение цен волжским заводом с начала года. 26 января отпускные цены были также подняты на 1.5%. Более того, президент АвтоВАЗа Борис Алешин в марте заявлял, что повышение цен на продукцию компании в 2009 году составит 9%. Это более чем в два раза превышает рост в 2008 году, за который автомобили АвтоВАЗа подорожали на 4.3%.
В итоге ценовой политикой предприятия заинтересовалась Федеральная антимонопольная служба (ФАС). Ведомство проводит проверку по факту повышения цен на Lada в январе, рассказал Bigness.ru начальник управления ФАС по контролю и
Повышение цен на автомобили со стороны выглядит необоснованным. Ведь АвтоВАЗ – «исконно» российский производитель, его производство почти полностью локализовано, и не должно страдать от девальвации рубля.
Bigness.ru решил выяснить, были ли основания у АвтоВАЗа повышать цену на свою продукцию, и расспросил об этом экспертов.
Логику АвтоВАЗа понять трудно, признался в интервью Bigness.ru аналитик ИФК «Метрополь» Михаил Пак. «В условиях падающих продаж поднимать цены - не совсем логично», - говорит он. По его словам, руководство АвтоВАЗа пользуется результатами повышения пошлин на подержанные иномарки, которые составляли серьезную конкуренцию отечественным автомобилям. Импорт автомашин с пробегом к сегодняшнему дню резко сократился, а стоимость их возросла.
Однако желание воспользоваться этой ситуацией таким образом, по мнению М. Пака, нелогично. Как отметил аналитик, в нынешних условиях у компании все-таки есть возможность снизить цены автомобилей. Ведь из-за кризиса в России, во-первых, сильно упали цены на сталь (порядка 60%), во-вторых, упали цены на пластик, то есть на пластмассовые комплектующие, которые используются при производстве. Более того, как рассказал аналитик ИФК «Метрополь», скорей всего, в ближайшее время АвтоВАЗ предпримет сокращение персонала, что также позволит дополнительно сократить издержки. И это без учета того факта, что, по признанию самих руководителей завода, у АвтоВАЗа норма прибыли с одного автомобиля одна из самых высоких в мире.
Поэтому, считает аналитик ИФК «Метрополь», интерес антимонопольной службы к АвтоВАЗу вполне обоснован.
Более лояльную позицию к российской компании занимает Управляющий директор инвестиционной группы AG Capital Александр Агибалов. Он попытался объяснить действия АвтоВАЗа. По его словам, в прошлом году волжский завод «корректировал цены достаточно сдержанно», боясь потерять покупателя. В текущем году при таком объеме падения, какой наблюдается у завода, ключевым моментом является уже не столько покупатель, сколько рентабельность производства.
Кроме того, по словам А. Агибалова, в марте традиционно происходит увеличение спроса, на чем пытаются сыграть все. Как заметил управляющий директор AG Capital, сегодня все автопроизводители корректируют цены в сторону повышения. Наш собеседник считает полтора процента не столь существенным повышением. «Если посмотреть уровень инфляции за этот период, думаю, что он окажется больше», - заметил специалист из AG Capital.
Однако как заметил М. Пак из ИФК «Метрополь», из чисто российских производителей цены никто больше не поднимал. Однако повышение цен Тагазом и заводами, собирающими иномарки в России (в частности, марок Skoda, Ford, Hyundai, Renault), оправдано низким уровнем локализации производства. Ведь такие предприятия непосредственно зависят от импортных комплектующих, которые дорожают из-за роста мировых валют.
Как подчеркнул наш эксперт из ИФК «Метрополь», АвтоВАЗ также традиционно оправдывал рост цен на автомобили тем, что ряд комплектующих завод приобретает за валюту. Но, учитывая данное обстоятельство, компанию вообще целесообразнее «полностью банкротить», считает М. Пак. Ведь получается, что наше государство, поддерживая АвтоВАЗ, косвенно оказывает поддержку иностранным производителям.
Дарья Юрищева