«Серый импорт» потребительской электроники и бытовой техники в России почти побежден, причем силами самих участников рынка. За последние 2-3 года им удалось выдавить значительную часть «серых» и «черных схем». Однако кризис станет для них серьезным испытанием на честность.
Директор по связям с общественностью Ассоциации торговых компаний и товаропроизводителей электробытовой и компьютерной техники ( РАТЭК ) Антон Гуськов в интервью Bigness.ru рассказал, что «на сегодня рынок электроники - один из самых легальных рынков» в России. Он приобрел практически полную прозрачность за последние два-три года.
С А. Гуськовым согласился и юрист Общества по защите прав потребителей ( ОЗПП ) Дмитрий Лесняк. Он подтвердил, что ситуация уже давно начала меняться в лучшую сторону.
Однако путь к этому был долгим, а результаты достигнуты в основном за счет решимости самих игроков рынка играть по единым правилам.
В последние годы участниками рынка и СМИ активно обсуждался вопрос перехода импортеров электроники на прямые контракты с производителями, дабы выдавить с рынка тех, кто получает конкурентные преимущества за счет «серых» и «черных» ввозных схем.
Для того, чтобы перейти на прямой импорт, пришлось ломать складывавшиеся годами в России схемы работы. Начиная с 90-х годов, массовый характер носила схема, по которой товар от производителя до конечного получателя в России проходил через цепочку посредников – причем в обход официального представительства производителя.
Юридически такие схемы не запрещены. Однако на практике это позволяло декларировать на таможне не реальный товар, а тот, на который ниже таможенные пошлины. Занижались и цены на продукцию.
Ввезенный таким образом товар (в обход официального представительства) называют «серым импортом». Как пояснил юрист ОЗПП, по качеству он может ничем не отличаться от «белого», но, что важно для потребителя, сервисные центры большинства производителей его не будут обслуживать.
Д. Лесняк напомнил, что «лет 10 назад процентное соотношение “серой” и “несерой” продукции было 99/1».
Популярности «серых» и «черных» схем способствовала и та ситуация, что до недавнего времени у иностранных компаний-производителей не существовало в России полноценных юридических лиц, добавил А. Гуськов из РАТЭК. Существовали некие маркетинговые представительства, которые де-юре занимались исключительно исследованиями рынка и официально не вели коммерческую деятельность. Формально контракты с такими представительствами в России заключаться не могли, хотя, де-факто, договоренности достигались на нашей территории, пояснил пресс-секретарь РАТЭК.
Со стабилизацией рынка сформировались крупные торговые сети, которые хотели работать «легально». Не в последнюю очередь потому, что их деятельность, в силу масштаба, находится под зорким наблюдением различных государственных органов. Мелкие же фирмы реализуют продукцию на рынке или в небольших точках, зачастую не уплачивая таможенные платежи и налоги, за счет чего получали необоснованное конкурентное преимущество. Контролирующим органам сложно вывести на чистую воду всех мелких игроков.
Крупные компании решили активно бороться с такими конкурентами и стали привлекать к борьбе крупных зарубежных производителей. Ведь, как напомнил А. Гуськов, порядка 85% на рынке составляет именно импортная техника. Российские игроки рынка БТЭ просили производителей перейти на контракты без использования оффшорных схем.
За последние два-три года большинство производителей под влиянием легальных участников рынка действительно перешли на работу в России. Многие компании открыли в РФ полноценные юрлица, которые официально занимаются бизнесом в России.
Таким образом, победа в битве по легализации рынка была достигнута силами самих участников рынка. Ведь законодательно работать по прямым контрактам никто никого не обязывает.
Кроме прочего, на сегодняшний день большинство ведущих производителей практикуют так называемый прямой импорт или прямые поставки. Такие компании, как например Sonу, LG, Samsung, открыли собственные складские помещения в России, сами завозят товар, сами занимаются оформлением таможенных документов, рассказал пресс-секретарь РАТЭК. Это, безусловно, минимизирует нарушения в данной сфере, так как крупный производитель не станет брать на себя такие риски, чтобы ввозить что-либо нелегально. Далее компании реализуют продукцию за рубли с собственных складов.
Таким образом, рынок бытовой техники и электроники прошел достаточно серьезную эволюцию.
Вместе с тем, юрист Общества защиты прав потребителей не склонен идеализировать ситуацию. По его словам, если проблема нелегально ввозимой продукции в последнее время практически снята, то проблема «серости» остается. «В мелкой рознице ситуация как была, так и есть», - уверен Д. Лесняк. Более того, крупным игрокам также иногда приходится прибегать к торговле продукцией ввезенной не через официального представителя, отметил наш собеседник из ОЗПП. У крупных сетей такая необходимость иногда возникает от того, что легальные «квоты» поставок в Россию некоторых удачных моделей не обеспечивают весь спрос.
Кроме того, в нынешние трудные времена рынку торговли БТЭ предстоит еще одно испытание на «легальность». В кризис себестоимость бизнеса торговых компаний, ориентированных на импортные товары, растет. Наблюдается рост издержек, в том числе из-за роста курса мировых валют и удорожания импорта, рассказал А. Гуськов из РАТЭК. Таким образом, сегодня есть угроза, что часть компаний захочет вернуться к серым схемам. Обнадеживает, что угроза существует преимущественно со стороны небольших компаний, подчеркнул А. Гуськов.
У самых крупных компаний возможности вернуться к старым схемам просто не будет, так как их бизнес-процессы уже поставлены на другие рельсы, заверил пресс-секретарь РАТЭК.
Дарья Юрищева