Госзаказ мог бы стать «спасательным кругом» для многих компаний. Ведь нынешний кризис – прежде всего кризис спроса. Однако многих пугает массовая коррупция, царящая в этой сфере. Тем не менее, сегодня появляются хитрые способы борьбы как с «откатами», так и с компаниями-«гопниками».
На открывшейся сегодня выставке «Госзаказ-2009» много говорилось об объемах размещаемых государством заказов. Участникам выставки также напомнили, что в период кризиса и тотального падения спроса, госзаказ становится все более привлекательным для компаний. Однако в сфере российского госзаказа традиционно присутствует множество проблем, в числе которых высочайший уровень коррупции.
Несмотря на все усилия, нынешние экономические сложности еще больше усугубили эту проблему. Федеральная антимонопольная служба зафиксировала стремительный рост сговоров на торгах по распределению госзаказов, заявил на выставке глава ведомства Игорь Артемьев.
Ведущий эксперт Института управления закупками, продажи им. А.Б.Соловьева ГУ-ВШЭ Александр Бурков в интервью Bigness.ru рассказал, что Федеральный закон о госзакупках 94-ФЗ и большое количество принятых в его развитие нормативных актов, безусловно, определенным образом повлияли на коррупцию в этой сфере.
Если раньше участник размещения заказа не мог получить контракт из-за того, что не имел «опыта поставки тушенки для министерства обороны не менее 5-ти лет» или еще по каким-либо витиеватым причинам, то сегодня, благодаря упрощению процедуры, коррупция в части допуска и оценки значительно минимизирована. Однако из области процедурной, коррупция перебралась в область подготовки технических спецификаций и в сферу исполнения контракта, заметил А. Бурков.
Руководитель направления «Электронные продукты» ЗАО «МЦФЭР», разработчик и издатель Электронного продукта «Госзаказ» Дмитрий Львов в интервью Bigness.ru согласился, что «коррупция как была, так и осталась – заказчики разными способами протаскивают “свои” компании, правда делать это стали тоньше и аккуратнее, но все равно – в законе есть достаточно “калиток” для подобного рода нарушений». Например, когда техническая спецификация готовится в расчете на участие одного-единственного исполнителя, отмечает А. Бурков.
Кроме того, все также заказчики часто навязывают выигравшим компаниям своих «субподрядчиков», давая понять, что в противном случае сдать выполненные работы не получится, говорит Д. Львов.
Впрочем, честные участники государственных тендеров тоже не сидят сложа руки. Руководитель тендерного отдела Информационного агентства Trade.Su Борис Дицов в интервью Bigness.ru напомнил, что только в этом месяце в территориальные органы ФАС России было подано 560 жалоб, из них признано обоснованными - 80, что составляет - 14.3% обращений. В декабре 2008 года подано 920 жалоб из них удовлетворено 210 что составляет 22.8% от общего числа поданных.
Кроме самих участников тендеров, за прозрачность госзаказа продолжают бороться заинтересованные ведомства. Так, глава ФАС И. Артемьев, связывает большие надежды с принятием новой редакции статьи 178 Уголовного кодекса России, предусматривающей наказание за сговор на торгах. ФАС рассчитывает, что к середине 2009 года поправки к данной статье будут приняты.
Как добавил Д. Львов, в последнее время несколько осложнился процесс «отмывания». Новые поправки в закон требуют закупать определенные виды товаров и услуг через очные и электронные аукционы. Иными словами, на аукцион может придти любой поставщик и предложить любую цену, но как всегда в законе оставлена лазейка – «лишние» поставщики отсеиваются на этапе допуска к аукциону, пояснил наш собеседник из МЦФЭР.
Упрощение требований к исполнителям таит в себе другую проблему – качество. Квалификационные требования зачастую минимальны, антидемпинговых механизмов нет, основная процедура – обратный аукцион (т.е. торги на понижение), пояснил А. Бурков. «Даешь минимальную цену – получаешь контракт, отсюда - плачевные результаты», - отметил наш собеседник. Зачастую, заказчик вынужден принять некачественные товары или услуги и оплатить их, поскольку действующий контракт разрывать нет ни времени, ни возможности.
В пример наш собеседник привел всем известные факты по исполнению контрактов на ремонт жилого фонда г. Москвы. В некоторых, наиболее вопиющих случаях, когда работы не были завершены к отопительному сезону, контракты все-таки были разорваны. На слуху отказы врачей лечить больных лекарствами, закупленными через аукционы-редукционы (редукцион – обратный аукцион, торги на понижение – прим. ред.). Однако чаще всего заказчик вынужден «закрывать глаза» на качество и принимать работу.
С демпингом связано еще одно явление – компании-«гопники» Как рассказал Bigness.ru Дмитрий Львов из МЦФЭР, так называют компании, которые предлагают на тендерах-редукционах минимальную стоимость услуг, и, после победы, исчезают с авансом, положенным по условиям тендера. Так вот отныне московские заказчики ставят отдельной позицией в конкурс условие - если цена контракта меньше начальной на 30% и более, оплата идет без аванса и только по результатам приемки работ.
Как же обстоят дела с участием малого бизнеса в выполнении госзаказов, для которого в условиях кризиса государственный спрос должен быть «палочкой-выручалочкой? На это счет мнения экспертов разошлись.
«Отрадно видеть, что фактический объем заказа, размещенного у субъектов малого предпринимательства, значительно превышает минимально установленные законом квоты в 10-20% по соответствующим перечням товаров, работ и услуг», - говорит А. Бурков. По данным Б. Дицова из Trade.su, доля малого предпринимательства в участии на размещение государственного заказа составляет 20% от всех проводимых торгов, котировок. Самым востребованным видом деятельности является общее строительство, он привлекает наибольшее количество участников.
Однако, по наблюдениям Д. Львова, доля малого бизнеса в выполнении госзаказа очень невелика. «Госзаказчику неинтересно заниматься малыми партиями товаров или организовывать конкурс на ненебольшие работы или услуги – проще закупить сразу много или подрядить крупную компанию на большой объем комплексных работ». Таким образом, и бюджет осваивается быстрее и меньше рисков налететь на недобросовестного поставщика. К тому же, объемы средств довольно большие и, работая с такими объемами, «малый бизнес» перестает быть таковым и сразу попадает под законы «большого». А это ему не нужно – и такие поставщики просто не идут играть в государственные игры.
Так или иначе, но госпредприятия стали чаще проводить закупки в соответствии с 94-м ФЗ, заметил Д. Львов. По его словам, последние поправки требуют от многих видов организаций самостоятельно проводить конкурсы и аукционы: это медицинские учреждения, высшие и средние специальные учебные учреждения, муниципальные органы власти и некоторые другие. Хотя многие такие организации отдают свои закупки на «откуп» уполномоченным организациям, но объем от этого не должен уменьшаться.
На сегодняшний день государственный заказ является единственным источником заказов, и локомотивом для бизнеса, но только не его развития, а, скорее, поддержания, резюмировал Б. Дицов.
Дарья Юрищева