ФАС может возбудить дело в отношении Минпромторга из-за утвержденного министерством перечня автомобилей, покупку которых населением будет субсидировать государство. Действительно, перечень «железных льготников» вызвал волну удивления сразу же после опубликования. Его логика оказалась неподвластной даже умам аналитиков.
Россия не отстает от других стран в части поддержки отечественного автопрома. С января были повышены пошлины на подержанные иномарки. Следующей мерой стало госсубсидирование перевозок автомобилей из центрального региона России на Дальний Восток.
Помимо этого из бюджета решено выделить 12.5 млрд руб. на закупку отечественных авто для органов власти и компенсация 8% от стоимости потребительского кредита на покупку машин стоимостью до 350 тыс. руб.
Что касается последней меры, то, как уже писал Bigness.ru, Минпромторг утвердил строгий перечень автомобилей, кредиты на покупку которых будут субсидироваться.
Напомним, что в него вошли полный модельный ряд «АвтоВАЗа» - «классика», «Лада-Самара», «десятое» семейство, а также новые семейства Priora и Kalina. Кроме того, из бюджета РФ будет также субсидироваться процентная ставка при покупке внедорожника UAZ Patriot Ульяновского автозавода.
В перечень также попали шесть иномарок российской сборки: внедорожник Chevrolet Niva производства «GM-АвтоВАЗ», седан Fiat Albea - ОАО «Соллерс» (бывшее «Северсталь»), легковой Ford Focus производства Всеволожского завода Ford, легковая Kia Spectra сборки «ИжАвто», седан Renault Logan, выпускаемый на московском ОАО «Автофрамос», а также Scoda Fabia и Volkswagen Jetta, собираемые калужским предприятием Volkswagen.
Сразу же после опубликования списка многие аналитики высказывали удивление выбором Минпромторга. Странным кажется отсутствие в перечне «Волги Siber» - нового проекта группы «ГАЗ». По сути, это Chrysler Sebring прошлого поколения, но локализация сборки является весьма высокой. Отсутствие этой машины в «льготном списке» пытались было объяснить непопаданием в ценовой диапазон до 350 тыс рублей ( Siber в базовой комплектации стоит от 480 тыс рублей). Однако в списке очутился Volkswagen Jetta, стоимость базовой комплектации которого начинается от 580 тыс. руб.
Как выяснилось, все эти нюансы не остались незамеченными для главного блюстителя конкуренции на рынке – Федеральной антимонопольной службы (ФАС).
Как заметил начальник управления контроля промышленности ФАС Алексей Ульянов, в перечень не попал целый ряд автомобилей ценой ниже 350 тыс. руб., производимых в РФ. В частности, не попали автомобили, производимые заводами ТагАЗ, «Русских машин» (самый крупный акционер группы ГАЗ) и «Автотора».
Таким образом, Федеральная антимонопольная служба может возбудить дело по признакам нарушения закона о защите конкуренции против Минпромторга в связи с перечнем автомобилей, на покупку которых в кредит установлены льготы.
ФАС уже запрашивала у министерства разъяснения по перечням автомобилей, попадающих под субсидирование государством процентных ставок по кредитам для граждан и госнужд.
Как пояснил Bigness.ru А. Ульянов, разъяснения министерства были получены антимонопольным ведомством буквально на днях, и их изучение еще не завершено. Вместе с тем, если после этих объяснений вопросы у ФАС останутся, то служба может возбудить дело по статье 15 закона о конкуренции (акты действий органов власти, препятствующие конкуренции).
Как уточнил А. Ульянов, это статья не предусматривает штрафных санкций. Она может предусмотреть факт фиксации нарушения и выдачу предписания, направленного на его устранение. Иными словами, принудить Минпромторг внести соответствующие поправки в списки.
Управляющий директор инвестиционной группы AG Capital Александр Агибалов в интервью Bigness.ru предположил, что возможно компании-«отказники» сами подавали жалобы в ФАС и пытаются добиться своего включения в списки.
На наш вопрос о Volkswagen Jetta, А. Агибалов предположил, что в этом случае составители списка возможно ориентировались на поддержку дальнейшей локализации производства этой модели. Ведь концерн Volkswagen недавно запустил свой завод в Калуге.
Что касается «Волги Siber», то аналитик «Тройки-Диалог» Геннадий Суханов предположил, что возможно компания сама «не подсуетилась» во время и не проконтролировала этот процесс. По словам Г. Суханова, органы власти при принятии каких-либо решений обычно в той или иной мере прислушиваются к мнению игроков рынка и лоббирование в этом деле очень значимо.
Аналитик «Тройки-диалог» также предположил, что «Волга Siber» возможно не является ключевой моделью для ГАЗа и группа не была так уж заинтересована во включении этой модели в список. Ведь продажи этой машины пока очень незначительны.
В пресс-службе самой группы ГАЗ Bigness.ru сказали следующее: «Заявку в ФАС мы не подавали, но в принципе считаем предложение включить наш автомобиль “Волга Siber” справедливым».
У российских автопроизводителей еще есть время для перекройки «льготного списка» - ведь программа по кредитованию еще не действует и деньги на нее пока не выделены.
Дарья Юрищева