Экспорт нефти из России все падает. Соответственно, снижается и добыча. Пока это некритично, но может вызвать внутренний дефицит нефти в долгосрочной перспективе.
Нефтяники не раз жаловались, что нынешняя крайне невыгодная для отрасли конъюнктура может привести к плачевным последствиям. Они грозились тем, что падение спроса на нефть, и, следовательно, цены барреля, приведет к вынужденному снижению инвестиций в разработку новых месторождений, консервированию действующих скважин. Выбивая у государства более льготные условия для ведения бизнеса, нефтяники пугают тем, что восстанавливать работу на законсервированных скважинах крайне дорого, а порой и совсем невозможно.
Каковы перспективы развития отрасли и действительно ли картина будущего российской «нефтянки» так неприглядна, как ее порой пытаются представить заинтересованные лица?
Как свидетельствуют данные Росстата, экспорт нефти из России в январе 2009 года снизился на 3.4% до 20.5 млн т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Объем экспорта упал также по отношению к прошлому месяцу: в январе 2009 года экспорт нефти из России снизился на 2.8% по отношению к декабрю 2008 года.
Добыча нефти в январе также уже снизилась на 0.8% до 41 млн т в годовом исчислении.
Аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров в интервью Bigness.ru привел также следующие данные: инвестиции нефтяных компаний в добычу, разведку новых месторождений уже упали в среднем на 20-22%. «В текущем году снижение может составить максимум 3-3.5%. Но, судя по заявлениям руководства ведущих компаний и по первым статистическим данным на начало года, резкого спада по добыче не будет», - рассказал аналитик «Файненшл Бридж».
Так, Роснефть и ЛУКОЙЛ намерены нарастить объёмы производства нефти, Татнефть может прибавить от 0.2% до 1.1% по итогам года, Газпромнефть удержится на текущих уровнях. Аналогичные планы у ТНК-ВР. Таким образом, снижение возможно лишь по Сургутнефтегазу, по мелким компаниям, но всё же следует ждать снижения добычи в России по итогам года на 0.9-1.5%, до 482-485 млн т. В 2010 году снижение может составить порядка 1.5-2.5% при негативном сценарии развития мировой экономики и порядка 0.5-1.0% - при нейтральном.
Аналитик Уралсиба Михаил Занозин считает, что «ничего критичного в падении добычи нефти нет». По его словам, то, что сегодня компании пытаются оптимизировать издержки, приводит к тому, что их рентабельность остается как минимум на прежнем уровне. Это можно объяснить несколькими факторами. Во-первых, компании закрывают малорентабельные скважины. Во-вторых, основная нагрузка нефтяной отрасли – налоговая. И, так как тяжесть налогообложения нефтянки напрямую связана со стоимостью «черного золота» на мировом рынке, налоговая нагрузка на отрасль к сегодняшнему дню снизилась. Кроме того, сегодня компании сокращают и прямые издержки, в частности на персонал и сервисные услуги.
Однако негативные последствия сокращения добычи все-таки есть. Как рассказал Д. Александров из «Файненшл Бридж», сокращение выручки и консервация некоторых месторождений или отдельных скважин и скважинных кустов приведёт к возможности резкого дефицита нефти при повышении спроса. С другой стороны, текущие расходы по консервации будут также достаточно высоки.
Аналитик Уралсиба М. Занозин также заметил, что консервация скважин приведет к тому, что многие компании не смогут быстро расти, когда этого потребует растущий спрос.
В целом же это будет означать некоторое снижение привлекательности отрасли, снижение потенциала развития наукоемких технологий повышения нефтеотдачи и коэффициента извлечения на данных участках, поскольку применение таких средств обычно весьма дорого и нерентабельно при текущих ценовых уровнях на нефтяном рынке, рассказал Д. Александров.
В такой связи любопытно, можно ли как-либо компенсировать падение экспорта стимулированием спроса на внутреннем рынке? М. Занозин отверг такую возможность развития. По его словам, в настоящее время все НПЗ и так работают на максимальных уровнях загрузки, из-за чего страдает и качество продукции. Внутренний же спрос, по словам нашего собеседника из Уралсиба, и так будет снижаться.
Вместе с тем, Д. Александров из «Файненшл Бридж» предположил, что наращение внутреннего потребления возможно за счёт развития химической промышленности, которая может стать локомотивом развития (в том числе инновационного) для всей экономики. «Это уже проверено практикой. Но для такого сценария нужна мощная господдержка, госзаказ, стимулирование спроса», - резюмировал он.
Дарья Юрищева