Рыболовной отрасли - не до мирового финансового кризиса. Ей хватает и своих проблем. Изменения в законодательстве преподнесли рыбакам неприятный сюрприз – да прямо в разгар путины.
Кризис кризисом, а отдельные отрасли экономики испытывают свои сложности, не связанные с глобальными проблемами. Со специфическими трудностями столкнулись рыболовы.
Их беды и недовольство были вызваны не финансовой конъюнктурой, а несовершенствами законодательства. Речь идет о новой редакции приказа ФТС России № 578 «Об утверждении порядка совершения таможенных операций в отношении продукции морского промысла, перемещаемой через таможенную границу Российской Федерации рыбопромысловыми судами».
Данная мера с 1 января ввела новый принцип «всю рыбу – на берег». То есть, как в интервью Bigness.ru пояснил, президент Ассоциации добытчиков минтая Герман Зверев, новая мера предполагает обязательную доставку водных биоресурсов и продуктов их переработки на территорию России для таможенного декларирования. Ранее для декларирования продукции физически привозить ее на берег не требовалось.
Как назло, недостатки новой схемы всплыли в разгар нынешней путины. Напомним, путина – сезон интенсивного рыболовства в данном районе реки, моря или другого водоёма. В течение путины производится основной вылов рыбы.
578-й приказ направлен на борьбу с контрабандой и незаконным выловом. Как заметил президент ассоциации добытчиков минтая, эффективность этой меры можно будет оценить уже после окончания путины 10 апреля. Если количество задекларированной рыбы будет ощутимо больше, чем в прошлом году, тогда такую меру можно действительно считать обоснованной.
Однако в самой этой мере для рыболовной отрасли «большой беды нет, хотя большого подарка тоже нет», отметил Г. Зверев. По его словам, главной сложностью для рыболовецких судов стало то, что таможенные органы не подготовили приказы по многим вопросам.
По мнению президента управляющей компании «БАМР» Петра Савчука, «таможенные органы оказались не готовы выполнять предварительное оформление таможенных деклараций до подхода судов в порт и производить таможенную оценку экспортной продукции с учётом глубины её переработки и объёма добавленной стоимости. Межведомственное взаимодействие между ФТС и Россельхознадзором на уровне низового звена не налажено: таможенники по-прежнему требуют предоставлять для таможенного оформления акт фитосанитарного контроля или фитосанитарный сертификат, хотя руководство Россельхознадзора давно отменило этот порядок».
Все это приводит к простою судов на таможне, и, следовательно, к убыткам рыболовных компаний.
Кроме того, по словам Г. Зверева из Ассоциации добытчиков минтая, до сих пор не решен вопрос об определении таможенной стоимости рыбопродукции для взимания таможенных платежей при экспорте – с учетом глубины ее переработки, размерного ряда и так далее.
Дело в том, что в таможенной декларации для мороженой рыбы указана лишь одна позиция – «рыба мороженая». Однако выловленная рыба претерпевает различную обработку. Рыба может быть просто заморожена (такой продукт на «морском сленге» называется «колодка»), а может быть обезглавлена, выпотрошена, тогда она называется «безголовка» или «Б.Г.».
Так вот безголовка стоит в два раза дороже, чем колодка, так как ее добавочная стоимость выше. Колодка – $600 за тонну, а безголовка, соответственно, $1.2 тыс. Таможня же хочет взимать одинаковые сборы за рыбу разной стоимости. По словам Г. Зверева, рыболовецкие компании пока вынуждены платить высокие сборы, но собираются подавать иски и обжаловать такую практику.
Свою правоту рыболовы собираются отстаивать организованно. Как пояснил Г. Зверев, Ассоциация добытчиков минтая объединяет отнюдь не только компании, занимающиеся выловом исключительно минтая. Просто минтай – наиболее популярная рыба.
Все вышеперечисленные проблемы будут в том числе обсуждаться 24 марта на общем собрании Ассоциации добытчиков минтая.
Кроме того, на селекторном совещании Ассоциация уже предложила переписать приказ ФТС №578 и ввести практику временного периодического декларирования, которая позволит не задерживать суда; а также увеличить количество кодов продукции из водных биоресурсов. Ее предложения получили предварительное одобрение в ходе селекторного совещания, проводимого ФТС 13 февраля.
Дарья Юрищева