Кризис вынудил многие компании сократить расходы на рекламу. Точнее, на обычную, легальную рекламу. «Дешевые и сердитые» методы снова в почете. Массовые рекламные рассылки (попросту спам), особенно по sms, стали одним из ответов кризису.
В нынешних непростых экономических условиях компании сокращают расходы и оптимизируют издержки. Зачастую из расходных статей вычеркиваются затраты на рекламу. Bigness.ru уже писал, что рекламные агентства столкнулись со значительным падением спроса на свои услуги. В этой связи любопытно, что же происходит в сегменте недобросовестной рекламы? Наверное, многие россияне столкнулись с рассылкой рекламных сообщений по sms или по почте.
Как в интервью Bigness.ru рассказал юрист Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Дмитрий Лесняк, распространение «рекламы по sms – больная тема». По его словам, основной проблемой является то, что подобная реклама рассылается преимущественно с ведома и при помощи сотовых операторов.
В некоторых случаях рекламодатели сами «добывают» базы или вычисляют номера абонентов, но чаще всего оператор связи сам помогает им в этом. Как уточнил Д. Лесняк, на элементарном уровне это можно отследить следующим образом: «Если вам приходит рекламная sms, а ее отправитель высвечивается не в виде некоего номера, а в виде какого-либо названия, который отсутствует у вас в телефонной книге, очевидно, что она пришла от оператора».
«Проблемными» безусловно, остаются и случаи распространения рекламы через почту, и через Интернет. Юрист Общества защиты прав потребителей привел следующий «живой пример» подобных рассылок. По его словам, ОЗПП так и не удалось разобраться с банком «Русский стандарт», хотя диалог об этом давно вели.
Как рассказал Д. Лесняк, этот банк осуществлял массовую почтовую рассылку путем забрасывания в почтовые ящики конвертов с точным адресом получателей, зачастую тех, которые никогда не являлись клиентами банка.
Наш собеседник вспомнил неприятный инцидент, когда пенсионерка получила два конверта с такой рекламой, первый на свое имя, а второй - на имя умершего мужа. Из всего этого следует, что банк, по всей видимости, пользовался некими базами персональных данных, что, по нынешним законам, не совсем хорошо. Согласно недавно принятому закону «О персональных данных», требуется получать согласие на сбор публичной информации.
В месте с тем, подобные случаи, по словам Д. Лесняка, очень тяжело доказываются, в том числе и потому, что установить факт массовости рассылки непросто.
Что же говорит законодательство? Вся ли реклама, рассылаемая на мобильные телефоны и электронную почту, является нелегальной?
Замначальника управления контроля рекламы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Татьяна Никитина пояснила Bigness.ru, что такая форма распространения рекламы в принципе не запрещается к распространению. Однако согласно 18-ой статье Федерального закона «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.
Подобное согласие отнюдь не всегда получается. Однако бывают случаи, когда клиент какого-либо банка при заключении с ним договора подписывается и под разрешением на получение рекламных материалов.
Вместе с тем, к такой рекламе сохраняются прочие требования законодательства. А именно, реклама должна быть корректной, не должна содержать бранных слов и пр. Что же касается рекламы финансовых услуг, например рекламы вкладов под высокий процент, то в ней в обязательном порядке должна излагаться информация обо всех условиях предоставления такого процента.
Наша собеседница подчеркнула, что в связи с кризисом заметного увеличения числа жалоб в ФАС на ненадлежащую рекламу зафиксировано не было. Что касается того, были ли случаи, когда антимонопольной службой налагались санкции на недобросовестных распространителей, Т. Никитина ответила, что в центральном управлении ФАС прецедентов не было. Однако в территориальных управлениях ведомства были случаи наложения штрафных санкций за распространение спама.
Дарья Юрищева