Спам - антикризисная реклама

Кризис вынудил многие компании сократить расходы на рекламу. Точнее, на обычную, легальную рекламу. «Дешевые и сердитые» методы снова в почете. Массовые рекламные рассылки (попросту спам), особенно по sms, стали одним из ответов кризису.

В нынешних непростых экономических условиях компании сокращают расходы и оптимизируют издержки. Зачастую из расходных статей вычеркиваются затраты на рекламу. Bigness.ru уже писал, что рекламные агентства столкнулись со значительным падением спроса на свои услуги. В этой связи любопытно, что же происходит в сегменте недобросовестной рекламы? Наверное, многие россияне столкнулись с рассылкой рекламных сообщений по sms или по почте.

Как в интервью Bigness.ru рассказал юрист Общества защиты прав потребителей (ОЗПП) Дмитрий Лесняк, распространение «рекламы по sms – больная тема». По его словам, основной проблемой является то, что подобная реклама рассылается преимущественно с ведома и при помощи сотовых операторов.

В некоторых случаях рекламодатели сами «добывают» базы или вычисляют номера абонентов, но чаще всего оператор связи сам помогает им в этом. Как уточнил Д. Лесняк, на элементарном уровне это можно отследить следующим образом: «Если вам приходит рекламная sms, а ее отправитель высвечивается не в виде некоего номера, а в виде какого-либо названия, который отсутствует у вас в телефонной книге, очевидно, что она пришла от оператора».

«Проблемными» безусловно, остаются и случаи распространения рекламы через почту, и через Интернет. Юрист Общества защиты прав потребителей привел следующий «живой пример» подобных рассылок. По его словам, ОЗПП так и не удалось разобраться с банком «Русский стандарт», хотя диалог об этом давно вели.

Как рассказал Д. Лесняк, этот банк осуществлял массовую почтовую рассылку путем забрасывания в почтовые ящики конвертов с точным адресом получателей, зачастую тех, которые никогда не являлись клиентами банка.

Наш собеседник вспомнил неприятный инцидент, когда пенсионерка получила два конверта с такой рекламой, первый на свое имя, а второй - на имя умершего мужа. Из всего этого следует, что банк, по всей видимости, пользовался некими базами персональных данных, что, по нынешним законам, не совсем хорошо. Согласно недавно принятому закону «О персональных данных», требуется получать согласие на сбор публичной информации.

В месте с тем, подобные случаи, по словам Д. Лесняка, очень тяжело доказываются, в том числе и потому, что установить факт массовости рассылки непросто.

Что же говорит законодательство? Вся ли реклама, рассылаемая на мобильные телефоны и электронную почту, является нелегальной?

Замначальника управления контроля рекламы Федеральной антимонопольной службы (ФАС) Татьяна Никитина пояснила Bigness.ru, что такая форма распространения рекламы в принципе не запрещается к распространению. Однако согласно 18-ой статье Федерального закона «О рекламе», распространение рекламы по сетям электросвязи, в том числе посредством использования телефонной, факсимильной, подвижной радиотелефонной связи, допускается только при условии предварительного согласия абонента или адресата на получение рекламы.

Подобное согласие отнюдь не всегда получается. Однако бывают случаи, когда клиент какого-либо банка при заключении с ним договора подписывается и под разрешением на получение рекламных материалов.

Вместе с тем, к такой рекламе сохраняются прочие требования законодательства. А именно, реклама должна быть корректной, не должна содержать бранных слов и пр. Что же касается рекламы финансовых услуг, например рекламы вкладов под высокий процент, то в ней в обязательном порядке должна излагаться информация обо всех условиях предоставления такого процента.

Наша собеседница подчеркнула, что в связи с кризисом заметного увеличения числа жалоб в ФАС на ненадлежащую рекламу зафиксировано не было. Что касается того, были ли случаи, когда антимонопольной службой налагались санкции на недобросовестных распространителей, Т. Никитина ответила, что в центральном управлении ФАС прецедентов не было. Однако в территориальных управлениях ведомства были случаи наложения штрафных санкций за распространение спама.


Дарья Юрищева
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.