Нынешний кризис начался именно с финансового сектора. Однако такая старая форма финансовой структуры, как ломбард, сегодня чувствует себя во многом лучше, чем финансовый сектор в целом.
Сначала немного истории. История ломбардов в современном понимании этого слова началась с середины XV века, когда под покровительством церкви сначала в Италии (провинции Ломбардия), а затем и по всей Европе стали возникать учреждения по выдаче ссуд под заклады, рассказали Bigness.ru в аналитическом агентстве Step by Step, недавно проводившем анализ рынка ломбардов.
В 90-е годы в России открывалось огромное количество новых ломбардов, но большая часть из них сразу же закрывалась. Однако данный процесс привел к демонополизации рынка и сильно пошатнул позиции госломбардов. Часть появившихся в годы перестройки заведений функционирует и по сей день.
Прежде чем говорить о ситуации на рынке ломбардов в период кризиса, важно рассказать о некоторых особенностях этого рынка. Рынок ломбардов - один из немногих в России, на котором отсутствуют монополии.
Также он характеризуется малым количеством крупных сетей ломбардов. Игроки рынка не стремятся расширять свой региональный охват. Это объясняется сложностью ведения бизнеса, когда руководитель компании стремиться лично контролировать все точки. Также для рынка ломбардов характерно отсутствие желающих продавать начатый бизнес.
В России существуют частные и государственные ломбарды. Государственных ломбардов в России осталось чрезвычайно мало — их доля на рынке не превышает 10%. Вместе с тем, номенклатура услуг, предоставляемая государственными (муниципальными) ломбардами, более разнообразна. Ведь государственные учреждения обычно располагают дешевыми либо вовсе бесплатными площадями. Данное обстоятельство позволяет им принимать в залог достаточно громоздкое имущество, например ковры и мебель.
В свою очередь, частные ломбардные учреждения, располагающие весьма небольшими помещениями и арендующие их по рыночной ставке, чаще всего оказывают услуги, связанные с закладом изделий из драгоценных металлов и камней и, иногда, другого высоколиквидного малогабаритного имущества (аудио-, видеоаппаратуры и пр.)
Существуют ломбарды, нацеленные исключительно на скупку. Они предлагают довольно низкий процент от стоимости изделия - не более 20–30%. Такие ломбарды чаще всего являются подразделениями фирм, специализирующихся на производстве, продаже или ремонте ювелирных изделий. Для них выдача кредитов является лишь одним из побочных направлений деятельности фирмы. В данном случае невыкупленное (невостребованное) имущество рассматривается как будущее «сырье» для производства или ремонта ювелирных изделий.
Такие ломбарды кредитов дают как можно меньше, ставку на кредиты устанавливают высокую, в результате чего у клиентов почти нет возможности выкупить свои драгоценности.
Нельзя говорить о хороших перспективах роста рынка ломбардов с учетом сложившейся кризисной ситуации в мировой экономике, считают исследователи агентства Step by Step. Вместе с тем, учитывая высокие показатели прошлых лет и при благоприятных макроэкономических условиях можно предположить, что данный рынок в долгосрочной перспективе будет иметь хорошие шансы для дальнейшего развития.
Президент некоммерческой организации «Лига ломбардов» Михаил Унксов в интервью Bigness.ru рассказал, что влиянием кризиса на рынок ломбардов является уже ощутимое увеличение числа обращений граждан. Ведь кредитование граждан банками сейчас затруднено, порой обращение в ломбард остается единственным способом получения наличных. На этом фоне в Москве обращение в ломбарды в феврале выросло приблизительно на 15% к февралю прошлого года. В крупных промышленных российских городах прирост составил порядка 20-25%. В моногородах, на которых кризис сказался максимально, рост обращений доходит до 100%, то есть количество залогов удваивается.
На наш вопрос о том, выросли ли проценты, запрашиваемые ломбардами за кредит, М. Унксов ответил, что это зависит от технологий, применяемых ломбардами. Те ломбарды, которые технологически обеспечили месячный цикл оборота денег, и плюс к этому использовали неустойку по отношению к должникам, не выполняющим обязательств, не увеличили проценты. Те же ломбарды, которые работают по более примитивным схемам и не обеспечили оптимального цикла оборота денег, вынуждены были увеличить процентные ставки, чтобы обеспечить рентабельность своего бизнеса. Ведь в связи с обесцениванием денег обесцениваются и проценты, и сумма займа.
Однако не стало ли ломбардам тяжелее реализовывать заложенное имущество? Ведь нынешний кризис характеризуется падением спроса. М. Унксов отметил, что количество желающих приобрести залог стало даже несколько большим, чем до кризиса - по крайней мере, для тех ломбардов, которые специализируются на ювелирных изделиях. Сегодня многие решают, что инвестировать в золото - значит сохранить свои средства.
Аналитики Step by Step согласились, что сегмент ломбардов, где основным видом залога являются ювелирные изделия (куда входят крупнейшие игроки рынка ломбардов) будет испытывать некоторый, возможно кратковременный, всплеск потребительской активности. Однако это будет касаться в первую очередь системы покупки невыкупленных залогов, а не самого кредитования. Такой же прогноз возможен и для остальных сегментов рынка. В связи с этим велика вероятность увеличения доли сегмента ломбардов, нацеленного на скупку товаров, а не на получение процентов.
Однако не благоприятным влиянием кризиса для игроков рынка является вероятное усиление конкуренции, обусловленное скачком спроса на услуги ломбардов.
М. Унксов отметил, что вероятно с рынка уйдет больше ломбардов, чем обычно. Это в свою очередь связано с тем, что ломбардам также трудно сегодня получить кредитные средства на необходимое увеличение оборотных средств.
Дарья Юрищева