С конца прошлого года молоком в России может называться только цельное молоко, а все, изготовленное с добавлением сухого, должно называться молочным напитком. Неудивительно, что подобные заменители перестали пользоваться популярностью. Это аукнется ростом цен на цельное молоко, и сдерживает его пока только… кризис.
Еще в конце прошлого года в России вступил в силу новый регламент на молоко и молочную продукцию.
Как уже сообщал Bigness.ru, молоком теперь может называться только цельное молоко. А все продукты, изготовленные с добавлением даже 1% сухого молока, переводятся в категорию молочных напитков.
Федеральный закон «Технический регламент на молоко и молочную продукцию», безусловно, ориентирован на права потребителей. Хотя «переходный период» составляет полгода и только к 1 июля вся молочная продукция (в том числе и ее упаковка) должна полностью соответствовать техрегламенту, можно уже подвести первые итоги действия новой меры.
Жидкость с маркировкой «молочный напиток» потребители практически не покупают, заявил исполнительный директор Российского союза предприятий молочной отрасли Владимир Лабинов в эфире радиостанции «Эхо Москвы».
При этом глава отраслевой «молочной» ассоциации с некоторым укором прокомментировал новый регламент. Он отметил, что нигде в мире такого разделения больше нет, да и не стоит овчинка выделки – по его данным, доля восстановленного молока (молочного напитка) в общей доле потребляемого в России молока составляет около 13%.
Ведущий эксперт ИКАР (Институт конъюнктуры аграрного рынка) Татьяна Рыбалова в интервью Bigness.ru привела совершенно иные данные. Она рассказала, что если бы все питьевое молоко, реализующееся в настоящее время, было названо в соответствии с утвержденными в новом Техническом регламенте понятиями, то около 70% продукта превратилось бы в молочный напиток. На практике этого не произошло. И убедиться в этом можно, заглянув в любой супермаркет.
Как пояснила наша собеседница, новый технический регламент еще не заработал. Руководители молокоперерабатывающих предприятий продолжают ссылаться на необходимость использовать старую упаковку, получить необходимую документацию и приводить еще ряд аргументов.
В. Лабинов также отметил, что в связи с введением термина «молочный напиток» и полемикой вокруг него, был получен «негативный эффект». «Мы зарядили людей ненужной темой: если по этой логике все термически обработанные продукты назвать ненатуральными, то можно считать ненатуральным жареное мясо, или хлеб, который, по сути, изготавливается из порошка - муки, или изюм - виноград, из которого удалили воду», - считает он.
Потребители всегда будут отдавать предпочтение натуральному молоку, согласилась с В. Лабиновым, ведущий эксперт ИКАР. Здесь действует некий психологический барьер, «хотя восстановленное молоко россияне пьют со времен изобретения сухого молока и начала промышленной обработки питьевого молока», - заметила Т. Рыбалова.
Теперь же, когда проведено разграничение, потребитель стоит перед выбором, что купить. Только существенное снижение доходов и заметная разница в цене на эти два продукта могут заставить потребителей переключиться на потребление молочных напитков.
В связи с этим встает вопрос, что же будет с ценой на молоко и молочные напитки? Если бы технический регламент начал действовать в условиях стабильной экономики, то питьевое молоко продавалось бы прежней цене, а молочные напитки подешевели. Но, как заметила Т. Рыбалова: «Россия – страна абсурда, у нас даже в кризис, когда платежеспособный спрос падает, цены в розничной торговле, если не растут, то уж точно не снижаются».
По словам нашей собеседницы, сегодня рост цен на молоко сдерживает только падение спроса из-за углубления экономического кризиса. Однако в среднесрочной перспективе разница в цене на молоко и молочные напитки составит как минимум 20%, считает Т. Рыбалова.
Дарья Юрищева