Нынешний кризис – это кризис капитализма. А как переживают финансовые бури страны, где немыслим свободный рынок? Прекрасно, как показывает пример Северной Кореи. Ее экономический кризис практически не затронул. Однако любой кризис покажется незначительным, по сравнению с тем, в каком состоянии экономика этой страны пребывает постоянно.
Буря мирового финансового кризиса разыгралась практически во всем мире, в мире капиталистическом. А что происходит на отдельных островках другой экономической формации – в странах «победившего социализма»? Особенно интересной в этом контексте предстает Северная Корея, максимально отрезанная от влияния извне, отделенная от всего мира прочнейшим железным занавесом. О том, что происходит в стране, где фальсифицированным может быть сам ее глава, специалисты наверняка не знают, но предполагают.
Северная Корея, или Корейская Народно-демократическая республика (КНДР) вероятно, практически не ощущает мирового финансового кризиса, поскольку пребывает в своем собственном перманентном кризисе.
Однако обо всем по порядку. Руководитель сектора Восточной и Юго-Восточной Азии ОМЭПИ ИЭ РАН (Отделение международных экономических и политических исследований Института Экономики РАН) Марина Тригубенко в интервью Bigness.ru напомнила, что в конце 90-х – начале 2000-х годов в Северной Корее были осуществлены некоторые экономические реформы в сторону рыночной экономики. В частности, были допущены некоторые послабления частному сектору, произошли некоторое открытие рынка, сделаны послабления в управлении, вводились элементы хозрасчета. Все это было сделано еще коммунистическим вождем Ким Ир Сеном и далее продолжено его сыном Ким Чен Иром.
Экономическая ситуация в Корее, подорванной внутренними проблемами, смертью Ким Ир Сена и развалом социалистического лагеря, стала немножко улучшаться только после того, как стали нормализовываться отношения с Южной Кореей и мировым сообществом. Южная Корея и Северная Корея начали сотрудничество по Кэсонскому промышленному комплексу. В Кэсонском комплексе, расположенном на территории КНДР, разместились заводы и предприятия Южной Кореи, а также других стран. Реализовывался и проект Транскорейской международной магистрали.
Но внезапно в прошлом году был вновь взят курс на очень строго централизованную систему, рассказала М. Тригубенко. В КНДР вновь закрываются рынки, вновь прекращается работа Интернета, доступ к которому и так был очень ограничен. В Корее также снова вводится строгая система распределения продуктов питания и полный контроль над ценами.
Причины такой резкой смены курсы могли быть разными, отметила М. Тригубенко. Во-первых, проводившиеся экономические реформы не дали ожидаемого эффекта, так как были «половинчатыми» и хозяйственная инициатива на производстве не заработала.
Теперь же в Корее сложилась своеобразная ситуация. В «период реформ» в КНДР фактически была проведена приватизация госсектора, однако приватизация в пользу руководящего военно-административного партийного состава. Подобный олигархический режим Ким Чен Ира, пожалуй, больше нигде в мире не воспроизводится, отметила наша собеседница.
Ситуация в КНДР сегодня усугубляется еще и внутриполитической неопределенностью и обострением борьбы за власть. Ходят упорные слухи о болезни, и даже смерти 67-летнего лидера страны Ким Чен Ира.
Наша собеседница отметила, что по ее личному мнению сам Ким Чен Ир, будь он живой и в здравом рассудке, не пошел бы на такое резкое ухудшение отношений с мировым сообществом. Повлиять же на Северную Корею на данный момент способны только США, уверена М. Тригубенко.
Сегодня экономическое положение в Северной Корее характеризуется прежде всего значительным социальным расслоением. По словам М. Тригубенко страшная беднота и высокая смертность населения, особенно в сельском хозяйстве, сочетается с богатством отдельных групп, стоящих у власти. Особенно состоятельны те, кто занимается внешнеэкономической деятельностью. Ведь Корея богата полезными ископаемыми, в том числе и золотом, ураном, отметила руководитель сектора Восточной и Юго-Восточной Азии ОМЭПИ ИЭ РАН.
Мировой финансовый кризис Северную Корею действительно практически не затронул. Ведь в Корее нет ни рыночных финансовых институтов, ни акционерных обществ, ни фондового рынка. Кроме того, КНДР практически не получает никакой помощи от других стран и живет полностью за счет самообеспечения. Повлиять на экономику Кореи может не мировой кризис, а неурожай. В неурожайный год население вымирает, так как стране просто не хватает продовольствия.