ФАС предлагает законодательно вырвать бензоколонки из бизнеса крупных нефтяных холдингов. Возможно, хотя бы эта мера могла быть стать эффективной в борьбе за снижение цен на бензин. Однако как выяснил Bigness.ru, до ее реализации еще далеко.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) намерена забрать из состава вертикально-интегрированных нефтяных компаний (так называемых ВИНК) бизнес по продаже топлива и уже сделала соответствующее предложение правительству.
Предложение по выделению сетей бензоколонок из крупных нефтяных концернов является продолжением все той же борьбы ФАС с завышенными ценами на бензин в рознице.
В сообщении самой ФАС говорится: «сфера реализации нефтепродуктов требует принятия принципиальных решений об изменении структуры бизнеса, об организационном обособлении компаний - владельцев АЗС, действующих на розничных рынках».
В антимонопольном ведомстве уверены, что «такого рода задачи могут быть решены только путем принятия Федерального закона. В настоящее время соответствующее предложение включено в проект Программы по развитию конкуренции в Российской Федерации, который рассматривается Правительством Российской Федерации».
Ранее Bigness.ru уже неоднократно сообщал о попытках ФАС сбить рост цен на бензин в рознице, что, по мнению Службы, является следствием картельного сговора крупных ВИНКов. В прошлом году ФАС штрафовала «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР на суммы от 1,1 млрд руб. до 1,5 млрд руб. за злоупотребление доминирующим положением на рынке топлива. Правда, позднее Арбитражный суд Санкт-Петербурга отменил решение ФАС, оштрафовавшую «Газпром нефть» на 1.356 млрд руб.
Эксперты критиковали антимонопольное ведомство за то, что сдерживание цен в рознице в первую очередь бьет по мелким продавцам нефтепродуктов – ведь ВИНКам никто не может запретить повышать оптовые цены.
В своей новой инициативе ФАС однозначно указывает, что считает главным виновником завышенных цен именно крупные компании.
Если осенью прошлого года, по мнению ФАС, цены на бензин держались на монопольно-высоком уровне в рознице, то со второй половины января ВИНКи «резко повысили оптовые цены на нефтепродукты, снизив доходность операторов розничного рынка».
Данное явление ФАС оценивает как планомерное изменение ценовой политики ВИНК и перенос ими ценовой нагрузки на оптовое звено в частности, для того, чтобы обеспечить себе возможность приобретения активов независимых розничных продавцов.
Следует отметить, что штрафные санкции антимонопольного ведомства серьезных результатов не дали. Будет ли эффективна новая мера, если, конечно, дело дойдет до ее осуществления?
Гендиректор ИД «ИнфоТЭК» Наталья Шуляр в интервью Bigness.ru заметила, что выделение сбытовых подразделений, безусловно, привело бы к снижению цен на топливо. Ведь сегодня сбытовые подразделения в составе крупных корпораций просто не могут опустить цены, когда покрывают убытки какого-либо другого подразделения корпорации. Н. Шуляр добавила, что, как потребитель, она приветствует такую меру, чего сложно ожидать от самих ВИНКов.
Наша собеседница также напомнила, что в настоящее время в России порядка 21 тыс. АЗС, из них около 7 тыс. принадлежит ВИНКам.
Аналитик ИК «Файненшл Бридж» Дмитрий Александров согласился с целесообразностью выделения сетей АЗС из состава крупных корпораций. Ведь если на рынке имеется большое количество мелких сетей АЗС, рынок розницы будет более четко реагировать на оптовые цены на нефтепродукты и будет гораздо в меньшей степени манипулируемым.
Ведь этой осенью в России классической была следующая ситуация: мировая цена на нефть падала, ВИНК была вынуждена продавать продукты за рубеж существенно дешевле, а на внутреннем рынке она могла позволить себе не снижать цены в рознице. Крупная нефтяная компания контролирует значительную долю рынка, и, вместе со своими крупными коллегами, может не снижать цену на АЗС. Мелкие игроки не в состоянии изменить ценовую конъюнктуру. Во-первых, для них это выгодная ситуация, когда они могут покупать топливо у ВИНКи достаточно дешево, а продавать достаточно дорого.
Демпинговать же в таких условиях мелкие операторы побоятся, поскольку они зависят от поставок с НПЗ и нефтебаз крупных нефтяных холдингов.
Таким образом, идея ФАС по автономизации АЗС звучит весьма привлекательной для потребителей. Однако как уточнили Bigness.ru в пресс-службе ведомства, до принятия конкретного закона на этот счет еще далеко. В пресс-службе пояснили, что такая задача действительно внесена в Программу по развитию конкуренции в РФ, которую российское Правительство утвердило еще в конце февраля. Вместе с тем, какие-то четкие сроки разработки подобного законопроекта не оговорены. Поэтому и не только, независимые АЗС – неблизкое будущее.