Столичные власти конкретизировали планы по строительству третьего пересадочного контура метро. Новый контур - новый радиус от «Делового центра» до района «Новопеределкино» - призван соединить районы Москвы, минуя центр. Такое решение представляется специалистам хорошим, если на него хватит денег.
Начальник ГУП «Московский метрополитен» Дмитрий Гаев на заседании московского правительства рассказал о планируемом строительстве третьего пересадочного контура Московского метрополитена.
Ранее Bigness.ru уже писал, что пожелание построить новый контур метро мэр Москвы Юрий Лужков озвучивал еще в январе. По словам главы столицы, новый контур «должен соединяться с существующим, но при этом оставаться независимым».
Эксперты, опрошенные нами, сошлись во мнении, что в словах Ю.Лужкова слишком мало конкретики и формулировка «независимый контур» чересчур расплывчатая. А в свете проекта «легкого метро», который часто называют самым большим провалом мэра, отношение к еще одному контуру граничило с иронией.
На данный момент как раз появилась более подробная информация о том, что именно понимают власти под «третьим контуром» Метрополитена.
По словам Д. Гаева, третий пересадочный контур – это новый радиус от «Делового центра» до района «Новопеределкино», он в дальнейшем станет продолжением Калининской линии.
Также планируется возвести новую линию, которая свяжет третий пересадочный контур с московскими спальными районами Кожуховка, Некрасовка и городом Люберцы.
Участок третьего пересадочного контура от станции «Деловой центр» через Ходынское поле будет открыт в 2015 году, а участок Ходынское поле - Савеловская планируется запустить в эксплуатацию уже в 2013 году.
Кроме того, как сообщил главный архитектор Москвы Александр Кузьмин, этот контур будет соединен не только с существующей системой подземки, но и с Малым кольцом Московской железной дороги, которое станет пассажирским.
Затея властей призвана разгрузить центр Метрополитена. Ведь, «продлевая существующие линии, мы лишаем комфорта тех, кто входит на промежуточных маршрутах. Поэтому необходима новая система», - пояснил А. Кузьмин, слова которого приводит Итар-ТАСС.
Новый контур метрополитена проектируется как замкнутый, от него пойдут новые линии в периферийные районы города. «Третий пересадочный контур пройдет между третьим и четвертым внутренними кольцевыми дорожными магистралями города и свяжет между собой районы, минуя центр города», - рассказал начальник столичной подземки Д. Гаев.
Ожидается, что запуск третьего пересадочного контура снизит нагрузку на действующие пересадочные станции метрополитена на 40 - 70%, а ежедневно им будут пользоваться более 1.5 млн человек.
Таким образом, строительство новых линий метрополитена позволит разгрузить ряд действующих перегруженных линий, в том числе Таганско-Краснопресненскую и Замоскворецкую.
Строительство новых линий позволит сократить время пути до центра жителей отдаленных районов города. По словам Д. Гаева жители Жулебино будут добираться до центра быстрее на 15-30 минут, Митино - на 20 минут, Солнцево - на 15-30 минут, Кожухово - на 20-30 минут. Столько же сэкономят в пути жители московских районов Лианозово, Коровино.
По словам главного архитектора Москвы А. Кузьмина, «все эти предложения соответствуют Генплану города, а также увязаны с планами столичного правительства и ОАО «РЖД» по превращению Малого железнодорожного кольца Москвы в пассажирское.
Но как будут реализовываться эти проекты в условиях кризиса? Д. Гаев заверил, что план развития столичного метрополитена до 2015 года сформирован на базе реального состояния городского бюджета и, соответственно, будет реализовываться практически «без купюр». По его словам, проект оптимизирован и в нем предусмотрено снижение себестоимости строительства за счет разработки типовых проектов станций, не обремененных дорогим декором.
Помимо этого, активно разрабатывается возможность частно-государственного партнерства (ЧГП). «Станцию “Мякинино” так и строим, - рассказал Гаев. - Линию прокладываем за счет бюджетных денег, а саму станцию возводит частный инвестор».
О целесообразности новых проектов Bigness.ru расспросил научного руководителя НИИ транспорта и дорожного хозяйства Михаила Блинкина.
По его словам, строительство третьего пересадочного контура – «очень хорошо и для развития Метрополитена как такового, и чисто в методическом плане для транспортной системы Москвы в целом».
Дело в том, что сегодня транспортная система Москвы, что в подземной своей части, что в наземной; устроена таким образом, что корреспонденция между периферийными районами осуществляется преимущественно через центр. Центр превращается в транзитную зону, что неудобно и самим пассажирам, и чревато неизбежными заторами в центре города. «Это плохое свойство транспортной системы и сейчас его собираются преодолевать», - заметил М. Блинкин.
Вместе с тем, наш собеседник сказал, что не осведомлен относительно того, способен ли столичный бюджет справиться с подобным крупномасштабным проектом. Кроме того, по его мнению, не стоит излишне уповать на частно-государственное партнерство в общественном транспорте. Научный руководитель НИИ транспорта и дорожного хозяйства подчеркнул, что не знает удачных примеров применения ЧГП на общественном транспорте, в частности в Метрополитене.
По его словам, успешными бывали скорее маргинальные, экзотические проекты. Тогда как для стандартных проектов частному инвестору крайне невыгодны гигантские циклы окупаемости и очень скромная рентабельность по затратам, которые неизбежны на общественном транспорте.
Вместе с тем, по словам М. Блинкина, «нет ничего опасного в том, чтобы пробовать новые схемы». Современный же мировой тренд привлечения средств в транспортную систему заключается в другом, рассказал он. А именно, в «перекачивании денег из сферы частной автомобилизации в городские транспортные системы». То есть, взимание платы, например, за въезд в центр города (как в Лондоне), и использование этих средств на развитие транспортной системы.
Дарья Юрищева