Российские производители игрушек бьют тревогу и заявляют о своем бедственном положении. Для своего спасения они предлагают признать игрушки товарами первой необходимости, чтобы не платить НДС. Эксперты соглашаются, что положение у «игрушечников» незавидное, но сомневаются, что власть пойдет им навстречу.
Ассоциация предприятий индустрии детских товаров (АИДТ) заявляет о бедственном положении в своей отрасли. Во вторник АИДТ провела конференцию с красноречивым названием «Индустрия детских товаров в условиях кризиса: есть ли шанс на спасение?».
По мнению сообщества производителей игрушек, обострение общемировой экономической ситуации угрожает резким падением спроса на детские товары в России, что уже негативно отразилось на отрасли. «В условиях кризиса российские производители рискуют безвозвратно утратить конкурентоспособность, а воссоздание отечественной индустрии детских товаров в будущем придется осуществлять с многократными перерасходом ресурсов и серьезными финансовыми рисками», - предупреждает АИДТ. Отметим, что российские производители игрушек сталкиваются с жесткой конкуренцией со стороны азиатских (прежде всего, китайских) конкурентов.
АИДТ представила свой собственный антикризисный план, разработанный профессиональным сообществом. План спасения, помимо прочего, предполагает отмену НДС в отношении детских товаров, как товаров первой необходимости, а также применение мировой практики в части ввозных пошлин на детские товары (иными словами, речь идет о повышении пошлин на импортные игрушки – в первую очередь, на китайские).
Кроме того, производители игрушек предлагают внести в Концепцию стратегического развития России до 2020 года тематику перспективы отрасли детских товаров, провозгласить 2009 год – «годом российских товаров для детей», вернуть сфере производства и реализации детских товаров статус отдельной отрасли с соответствующими мерами госконтроля и поддержки.
В общем, вполне обычный набор протекционистских мер. Какова вероятность того, что власти поддержат инициативы игрушечников? И насколько ситуация у российских производителей игрушек критична?
Падение спроса на игрушки объясняется, прежде всего, тем, что в кризис семьи начинают сокращать потребление товаров не первой необходимости сказал Bigness.ru ведущий эксперт Всероссийского научно-исследовательского института потребительского рынка и маркетинга (ВНИИПРиМ) Дмитрий Абзалов. Российские и не только граждане решают, что на игрушках можно сэкономить.
По словам Д. Абзалова, падение продаж игрушек в связи с кризисом сильно различается по ценовым сегментам. Если говорить о сегментах luxery и premium, то в этих категориях падение продаж будет не столь значительным, как в массовых сегментах.
Ведь в этом сегменте российских производителей игрушек еще в докризисные времена теснил импорт из Китая, напомнил Д. Абзалов. Массовое производство игрушек в Китае - «головная боль» для производителей во всем мире, не только в России. Китайские товары дешевле и, несмотря на существенные недостатки в качестве, являются серьезными конкурентами.
Целый ряд стран вводил различные ограничения на импорт игрушек из Китая и повышал таможенные пошлины, напомнил Д. Абзалов. По его словам, план президент США Барака Обамы по спасению экономики также предусматривает увеличение пошлин, в том числе на импортные игрушки.
Вопросы поддержки отечественных производителей игрушек активно обсуждалось и в Германии, и в Италии, где этот вопрос был особенно острым.
Сейчас, на фоне падения покупательной способности, проблема становится еще актуальнее.
Импорт из Китая существенно забивает и российские полки, а в период кризиса, когда рынок спроса «схлопывается», борьба за клиента ужесточается.
Что касается борьбы за включение с реестр товаров первой необходимости – это «очень известный маневр» для получения «нулевых налогов».
По словам Д. Абзалова, маловероятно, что инициатива будет одобрена правительством. Это связано как с нормативными документами (то есть формальной сложностью доказать, что игрушки – товар первой необходимости), так и с государственной налоговой политикой. В настоящее время Минфин взял курс на сохранение налогового бремени и не намерен его существенно сокращать в ближайшие полтора года как минимум.
Чего же остается ждать российским производителям игрушек, если им не будет оказана господдержка? По словам нашего собеседника, в связи с падением спроса, сначала розничные сети будут сокращать номенклатуру товаров, а также уйдут от более дорогих сегментов, которым останется место только в специализированных магазинах.
Производителям придется оптимизировать расходы, сокращать производство, и, вероятно, увольнять сотрудников. Ставку, видимо, придется сделать на недорогие игрушки с минимумом технологических элементов. Дело в том, что в производстве высокотехнологичных игрушек в России используются преимущественно импортные комплектующие. Все импортные товары в связи с девальвацией рубля существенно подорожали. Таким образом, «в моду» войдут максимально простые игрушки, изготовленные из элементов, продающихся за рубли.
Дарья Юрищева