У РЖД останутся только рельсы, да шпалы

ФАС намерена работать над правилами доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта. Означает ли это, что в России уже скоро появятся альтернативные РЖД перевозчики? Не тут то было, в данном случае антимонопольная служба опережает реформу железнодорожного транспорта. Хотя в кризисных условиях монополия РЖД становится неэффективной.

Федеральная антимонопольная служба (ФАС) России планирует в этом году принять закон о естественных монополиях, в котором независимому бизнесу будет гарантирован доступ к их инфраструктуре – то есть к трубопроводам, центрам связи и транспортным магистралям. В числе прочего, ФАС намерена поработать и над правилами доступа перевозчиков к инфраструктуре железнодорожного транспорта.

С точки зрения логики неискушенного человека, если ведомство собирается работать над нормами по предотвращению дискриминации перевозчиков, то это означает, что в России уже скоро появится конкуренция в сфере железнодорожных перевозок. Не тут то было, разъясняют эксперты. В данном случае антимонопольная служба работает, опережая реформирование железнодорожного транспорта, фактически разрабатывает правила для несуществующих пока альтернативных РЖД перевозчиков.

Начальник управления контроля транспорта и связи центрального аппарата ФАС Константин Сенечкин в интервью Bigness.ru пояснил, что на данный момент иных перевозчиков, помимо РЖД не существует. Однако программа реформирования железнодорожного транспорта в России предусматривает появление различных перевозчиков. «Рано или поздно они появятся, а правила разрабатываются не на один год», - отметил К. Сенечкин.

Он также отметил, что реформа железнодорожного транспорта, которая находится в ведении Минтранса, в настоящее время идет с отставанием. По словам К. Сенечкина сроки мероприятий уже переносились не раз. Однако «все зависимое от ФАС сегодня делается», - отметил наш собеседник. В то же время представитель антимонопольной службы подчеркнул, что на проволочки в осуществлении реформы есть и естественные причины, ведь проводимая реформа сопоставима с растянувшейся на много лет реформой РАО ЕЭС, если не более сложная.

Он также напомнил, что до реформы в России существовало Министерство путей сообщения (МПС) - федеральный орган, который совмещал функции как управления, контроля и надзора, так и хозяйственные функции. На первом этапе реформирования необходимо было разделить управленческие и хозяйственные функции. Управленческие полномочия отошли Минтрансу, для осуществления хозяйственных функций было учреждено ОАО «РЖД».

К. Сенечкин также рассказал, что в сфере железнодорожного транспорта существуют естественно монопольные виды деятельности и конкурентные. Второй задачей было как раз выделить конкурентные сферы, и она до сих пор реализуется.

Например, в настоящее время существуют иные (то есть, помимо РЖД) владельцы подвижного состава. Другими словами, существует ряд операторов, которые пока не являются перевозчиками и отдают свой подвижной состав РЖД. Сейчас операторы конкурируют как с РЖД, так и с друг другом, особенно это касается перевозок нефтепродуктов.

Когда же такие операторы станут перевозчиками и смогут получить локомотивы, тогда правила недискриминационного доступа к инфраструктуре РЖД будут как раз актуальны. «Это обозримое будущее», - обнадежил наш собеседник. По завершению реформы у РЖД должна остаться только инфраструктура, все остальное станет конкурентной сферой.

Что касается текущей ситуации с РЖД, то она остается непростой и связана с естественными для естественных монополий проблемами.

Директор Института проблем ценообразования и регулирования естественных монополий (ИПЦиРЕМ) Илья Долматов в интервью Bigness.ru рассказал, что к проблемам «Российских железных дорог» можно отнести и перекрестное субсидирование грузоперевозок и пассажирских перевозок, и высокие издержки, и затраты на содержание непрофильных активов. По его словам, подобная громоздкая система как таковая признается неэффективной. Кроме того, из-за такого сосредоточения функций, у РЖД отсутствует финансовая прозрачность, возможность привлечение финансирования, для компании характерна низкая рентабельность.

Аналитик транспортной отрасли Rye Man & Gor Securities Ленар Хафизов в интервью Bigness.ru также отметил: естественная монополия неэффективна тем, что не всегда может рационально распределить свои ресурсы.

Кроме того, по его словам, столь громоздкой и неповоротливой структуре в нынешнее время, когда ситуация на рынке быстро меняется, очень сложно перенастроиться, переориентироваться. Отсюда вытекает и неэффективная тарифная политика.

В частности, в текущих условиях снижения спроса на перевозки, логичным было бы снижать тарифы, чтобы хотя бы увеличить объемы. С РЖД происходит ровным счетом наоборот: несмотря на то, что спрос на перевозки резко снизился, тарифы государственная естественная монополия предпочитает повышать.

Вместе с тем, аналитик по макроэкономике Rye Man & Gor Securities Сергей Перминов заметил, что «когда в экономике и так все плохо», проводить крупные реформы также не разумно.


Дарья Юрищева
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.