В качестве поддержки отечественного автопрома государство поможет гражданам купить 150 тыс. автомобилей. При этом по расчетам Минпромторга, льготные автокредиты помогут каждому покупателю сэкономить в среднем 42,5 тысячи рублей. Однако эксперты не верят в эффективность такого решения и рекомендуют автопроизводителям «завязать пояса потуже».
Сегодня Министр промышленности и торговли РФ Виктор Христенко провел очередное совещание по вопросам поддержки и развития автомобильной промышленности и автокомплектующих. Напомним, комплекс мер по стимулированию отечественных автопроизводителей (к которым относятся не только «традиционные» российские бренды, как «АвтоВАЗ» или «ГАЗ», но и все остальные предприятия, собирающие автомобили на территории России - пусть даже под зарубежными брендами) активно обсуждался еще с прошлого года, когда стало ясно, что нашей стране не удастся избежать водоворота мирового экономического кризиса.
По словам ведущего эксперта Центра политической конъюнктуры Дмитрия Абзалова, инициаторами оказания помощи являются структуры, близкие к «АвтоВАЗу», и госкорпорация Ростехнологии.
С января были повышены пошлины на подержанные автомобили иностранного производства, старше одного года, но это не сделало россиян фанатами продукции российского автопрома.
«Как ни парадоксально, но ввод дополнительных пошлин повысил цены и на наши российские автомобили. Дело в том, что иностранные компании, собирающие машины в России, повысили цены с учетом роста цен на комплектующие. Ведь они подорожали в виду повышения пошлин и из-за укрепления доллара по отношению к рублю. Вслед за иностранными компаниями цены на основные модели начал поднимать и “АвтоВАЗ”», - говорит Дмитрий Абзалов Bigness.ru.
Затем очередной волной помощи стало госсубсидирование перевозок автомобилей из центрального региона России на Дальний Восток, выделение из бюджета 12,5 млрд руб. на закупку отечественных авто для органов власти и компенсация 8% от стоимости потребительского кредита на покупку машин стоимостью до 350 тыс. руб. Последняя мера вызвала наибольший резонанс – государство не так часто спонсирует конечного потребителя.
Минпромторг утвердил строгий перечень автомобилей, в который вошли полный модельный ряд «АвтоВАЗа» - «классика», «Лада-Самара», «десятое» семейство, а также новые семейства Priora и Kalina. Кроме того, из бюджета РФ будет также субсидироваться процентная ставка при покупке внедорожника UAZ Patriot Ульяновского автозавода.
В перечень также попали шесть иномарок российской сборки: внедорожник Chevrolet Niva производства «GM-АвтоВАЗ», седан Fiat Albea - ОАО «Соллерс» (бывшее «Северсталь»), легковой Ford Focus производства Всеволожского завода Ford, легковая Kia Spectra сборки «ИжАвто», седан Renault Logan, выпускаемый на московском ОАО «Автофрамос», а также Scoda Fabia и Volkswagen Jetta, собираемые калужским предприятием Volkswagen.
Многих удивило отсутствие в перечне широко разрекламированной «Волги Siber» - нового проекта завода «ГАЗ» по выпуску легкового автомобиля на базе прошлой модели Chrysler Sebring. Как пояснил ведущий эксперт Центра политической конъюнктуры, «Волга Siber» в программу не попала, так ее стоимость составляет около 480 тыс. руб., а программа рассчитана на другую ценовую категорию. Впрочем, это объяснение вряд ли можно считать достаточным, так как стоимость базовой комплектации Jetta, которая попала в список, начинается примерно от 580 тыс. руб.
В случае продажи какого-либо из списочных автомобилей в кредит розничному покупателю государство будет субсидировать процентную ставку по кредиту в размере 2/3 ставки рефинансирования ЦБ (на сегодняшний день она составляет 13%). И, по расчетам Минпромторга, благодаря государственному субсидированию автомобильных кредитов по одному договору можно сэкономить в среднем 42,5 тыс. руб. Кредит предоставляется на срок до трех лет. Гражданин должен будет внести предоплату за приобретаемый автомобиль в размере 30% его стоимости.
Конечно, условия интересные, говорит Дмитрий Абзалов, но соблазнится ли на них население говорить пока рано, так как все будет зависеть от состояния экономики.
«Хотя уже сейчас можно сказать, что без повышения покупательной способности населения при любых субсидированиях говорить о возвращении спроса очень сложно. Если экономический кризис продлится долго, то у людей даже при желании просто не будет средств, чтобы купить автомобиль», - отмечает он.
По подсчетам Минпромторга с помощью госсубсидий по автокредитам российским автозаводам удастся реализовать 150 тыс. легковых авто, однако это всего лишь 20% от объема продаж «АвтоВАЗа» в 2008 году. Поэтому российским автопроизводителям все же придется в этом году «затянуть пояса потуже».
«Как мы можем говорить об эффективности, если мы продолжаем наблюдать остановку конвейера АвтоВАЗом из-за нехватки средств? Стимулировать существенный спрос на отечественные автомобили оказалось достаточно сложно. Так как люди, которые уже были готовы заплатить за отечественные машины, их либо приобрели, либо приобретают сейчас. Но в скором времени спрос вновь резко начнет сокращаться, потому что реальная покупательная способность населения падает», - поясняет Дмитрий Абзалов.
Кроме того, по его словам, большинство людей покупали автомобили по автокредитам, а сейчас банки выдают их гораздо меньше, что существенно ударило по рынку автопроизводителей.
Екатерина Евстигнеева