Правительство утвердило создание Росалкогольрегулирования. Новая структура сосредоточит все функции по контролю за алкогольным рынком, которые ранее были разбросаны по разным ведомствам. Это соответствует многолетним ожиданиям участников рынка. Государство же силами новой службы постарается легализовать алкогольный рынок с целью увеличения бюджетных поступлений, столь необходимых в кризис.
Игроки алкогольного рынка наконец-то получат своего регулятора: премьер-министр РФ Владимир Путин утвердил положение о Федеральной службе по регулированию алкогольного рынка. Сокращенно служба будет называться Росалкогольрегулирование. Новое ведомство получает весьма широкие полномочия.
Прежде всего, Росалкогольрегулирование консолидирует все функции по контролю за рынком, которые ранее были разбросаны по разным ведомствам. Новая служба будет подчиняться непосредственно кабинету министров, то есть напрямую правительству России.
Ведомство будет само отвечать за выработку и реализацию госполитики и нормативно-правового регулирования в своей сфере. Новая структура будет контролировать производство, оборот, качество и безопасность этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции, фактические объемы выпуска и оборота.
Служба также самостоятельно определяет минимальные цены на водку, ликероводочную и другую алкогольную продукцию крепостью свыше 28%, как производимую в России, так и импортируемую; а также минимальные цены на этиловый спирт российского производства. Суть этой меры в том, чтобы установить цену водки, ниже которой продукция не может появляться на полках в магазинах. Цена ниже официального минимума сразу бы указывала на нелегальное производство продукции.
Внедрение многострадальной ЕГАИС (единой государственной автоматизированной информационной системы учета объема производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции) также вошло в компетенцию службы.
Что стоит ожидать от появления нового ведомства? На вопросы Bigness.ru отвечали специалисты.
Гендиректор Центра исследования федерального и регионального рынков алкоголя (ЦИФРРА) Вадим Дробиз рассказал, что вновь созданная структура по своим полномочиям и функциям фактически является новым министерством. Создания такого мощного института обусловлено многими причинами.
Председатель экспертного совета по регулированию алкогольного рынка Госдумы и исполнительный директор Союза производителей алкогольной продукции (СПАП) Михаил Блинов подчеркнул, что бизнес сообщество алкогольного и спиртового рынка уже давно жаловалось на тот факт, что регулированием рынка занимается порядка семи ведомств.
По словам М. Блинова, головным ведомством по регулированию алкогольного и спиртового рынка в последние годы являлся Минсельхоз. Функции контроля и надзора за этим рынком были у налогового органа, а самый большой удельный вес в нормативном регулировании своими приказами осуществлял Минфин. Кроме того, отдельные акты выпускали Росрегулирование, МЭР, Минпромторг. Получалось, что за алкогольный рынок отвечали все и никто. А, как известно, «у семи нянек дитя без глаза», - отметил наш собеседник.
Гендиректор ЦИФРРА отметил, что попытки государства контролировать алкогольный рынок не централизовано, привели к тому, что доля нелегальной водки на рынке достигла 50%, 35% вина и коньяка создавалось из отсутствующего в природе сырья.
М. Блинов привел также следующие причины неудобства управления рынком несколькими ведомствами. По его словам, на пути длинного бюрократического согласования терялись полезные инициативы по улучшению регулирования этого рынка.
Например, Налоговая служба хотела внести изменения, обобщая опыт своей контрольной работы. Однако Налоговая служба находится в сфере ведения Минфина, а не Минсельхоза, который был ответственным за нормативно-правовое регулирование алкогольного рынка, рассказал исполнительный директор СПАП. В итоге многие разумные инициативы уходили в песок.
Бизнес сообщество давно указывало на эти недостатки принятия решения и выработки полезных актов. В том числе, из-за бюрократических проволочек ведомства долго не могли согласовать минимальную цену на водку, хотя необходимость введения такой меры уже давно была признана.
Таким образом, создание единого регулятора, единого ответственного органа – решение «вымученное алкогольным рынком», - заметил председатель экспертного совета по регулированию алкогольного рынка.
Межведомственные нестыковки красочно иллюстрирует и 2006 год, когда вводилась ЕГАИС. Тогда, из-за различных проволочек и задержек, предприятия стояли в общей сложности два месяца - сначала в январе, а потом в июле. В первом случае не хватало акцизных марок нового образца, во втором случае распространялась ЕГАИС на оптовое звено. Ответственность за случившееся различные ведомства пытались переложить друг на друга.
В. Дробиз увидел и новые причины активизации создания единой службы. По его словам, в кризис из-за резкого падения цен на нефть, газ, металлы, поступления в бюджет от соответствующих отраслей снизятся максимально, а привлекательность доходов от алкогольного рынка в глазах государства возросла. «Государство постарается силами этой службы максимально легализовать алкогольный рынок». – заметил В. Дробиз.
По словам В. Дробиза, важно, чтобы новое ведомство также осуществляло выработку государственной алкогольной политики, которой на данный момент нет. Безусловно, к потреблению алкоголя нельзя допускать детей. Однако алкогольная культура - одна из культур человечества, «и этой культуре надо учить людей», - говорит известный лоббист алкогольной отрасли.
Дарья Юрищева