Кризис кризисом, но кушать россияне меньше не стали. Напротив, сегодня наблюдается явление «кризисного потребления», когда накопления тратятся здесь и сейчас без веры в светлое будущее. Однако сфера торговли все равно не останется «тихой гаванью» в экономическом шторме.
Как обстоят дела в продуктовой рознице в России? Насколько сильно этот бизнес пострадал от кризиса и кого он затронул сильнее: крупных сетевых операторов или мелких торговцев?
Росстат уже констатировал: в то время как большинство секторов экономики переживают спад, в розничной торговле зафиксирован рост. Оборот розничной торговли в январе вырос на 2.4% по сравнению с показателем января 2008 года. Иными словами, меньше потреблять в России пока не стали.
Руководитель направления «Малое предпринимательство» Национального института системных исследований проблем предпринимательства (НИСИПП) Алексей Шестоперов в интервью Bigness.ru рассказал, что темпы роста розничной торговли значительно упали по сравнению с прошлыми годами. В прошлом году рост потребления составлял около 30-40%. Поэтому нынешний весьма скромный рост можно считать отголоском развития предыдущих лет. Чтобы более ясно представить ситуацию с розничной торговлей, нужно подождать, что будет в следующем квартале, заметил А.Шестоперов.
Тем не менее, рост есть, и он связан, вероятное, с таким явлением как кризисное потребление. То есть на волне инфляционных ожиданий многие предпочитают не откладывать возможность сделать покупки, отметил эксперт.
Ведущий эксперт Всероссийского научно-исследовательского института потребительского рынка и маркетинга (ВНИИПРиМ) Дмитрий Абзалов согласился, что в настоящее время в розничной торговле наблюдается бум, но это явление временное. На фоне кризиса граждане, не будучи уверенными в завтрашнем дне, начинают потреблять активнее. Однако некоторый откат в рознице все равно будет происходить. Кроме того, население будет переходить на товары более низкой ценовой категории.
А.Шестоперов из НИСИПП также заметил, что исходя из данных Росстата, можно утверждать, что торговые предприятия пока не сильно пострадали. Однако такую ситуацию нельзя назвать стабильной. Крупные розничные сети зависят от кредитных средств. В настоящее время кредиты, как известно, получить сложно. Недостаток средств сильно влияет на крупных игроков, и сегодня многие федеральные сети «выстроились в очередь за государственной поддержкой», напомнил А.Шестоперов.
По словам Д.Абзалова, наиболее уверенно себя чувствуют такие торговые сети, как «Магнит», «Дикси», некоторые проблемы с долговой нагрузкой испытывают сети, контролируемые X5 Retail. Вместе с тем, многие федеральные сети действительно попали в федеральный список системообразующих предприятий.
Таким образом, с некоторыми проблемами в своей деятельности федеральные сети все же сталкиваются и потенциально у них возникнут проблемы. Прежде всего, едва ли крупные розничные сети смогут также экспансивно развиваться, как в предыдущие годы. Существенно снизится выход на новые рынки.
А.Шестоперов из НИСИПП заметил, что также можно прогнозировать консолидацию на рынке ритейла. Те сети, которые сталкиваются с большими проблемами по задолженности, наверное, будут приобретаться более финансово-стабильными сетями. Возможно, пройдет новая волна поглощений на этом рынке.
Что же касается малого бизнеса? Могут ли малые сети или не сетевые магазины противостоять крупной рознице в период кризиса? Безусловно, малый бизнес некую конкуренцию крупным сетям составляет, рассказал А.Шестоперов.
С какими же проблемами сталкиваются сегодня малые предприятия розничной торговли? Эксперт НИСИПП пояснил, что какие-то специфические проблемы именно у малой розницы выделить сложно. Проблемы те же, что и у всех малых предприятий.
Во-первых, это высокий уровень административных барьеров и всякого рода контрольно-надзорные мероприятия и проверки. «Мы констатируем, что налоговое давление на предприятие усилилось в условиях кризиса и снижения налоговых поступлений. Налоговая служба ужесточает налоговое администрирование и старается получить все до последней копейки», - рассказал А.Шестоперов.
Вторая проблема, с которой традиционно сталкиваются малые предприятия - это недостаток финансирования. Как правило, малые предприятия испытывают потребность в краткосрочных и среднесрочных кредитах для обеспечения оборота. Однако сегодня получить даже такие кредиты им практически невозможно.
Д.Абзалов также отметил, что без кредитных ресурсов многие предприниматели предпочитают выходить из мелкого и среднего бизнеса. По его словам, эта ситуация достаточно сильно проявилась в регионе Поволжья, на Урале, в Сибири.
Кто же сегодня оказался в более выигрышной ситуации: малые предприятия торговли, которым кредитные ресурсы не были широко доступны и до кризиса, или крупные сетевые игроки? «На самом деле сложно сказать - кризис влияет на всех», - считает эксперт НИСИПП.
Более того, сейчас действительно наблюдается возвращение к таким «архаичным» формам торговли, как челночная торговля. Малые предприятия могут переходить на нее с целью снижения издержек и получения хотя бы какой-то минимальной прибыли.
В более выгодной ситуации окажутся те, кто будет предлагать более дешевые продукты, а также те, кто лучше сумеет сократить издержки.
Дарья Юрищева