В Госдуму внесен законопроект, направленный на то, чтобы наружная реклама могла размещаться на жилых зданиях только с разрешения собственников дома. Как уверяют эксперты, уже согласно действующему законодательству, доход от размещения рекламы должен идти собственникам жилья. Однако средства оседают в муниципальных бюджетах.
Соответствующий законопроект в Госдуму внес глава думского комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Павел Крашенинников. В проекте предлагается внести изменения в Жилищный кодекс (ЖК) и закон «О рекламе».
П.Крашенинников отметил, что «в настоящее время в нарушение ЖК РФ во многих городах решения о размещении наружной рекламы на многоквартирных домах принимаются не общим собранием собственников, а органами местного самоуправления».
Ведущий юрисконсульт Фонда «Институт экономики города» Дмитрий Гордеев в интервью Bigness.ru подтвердил, что во всех случаях, когда размещение наружной рекламы осуществляется без собственников, грубым образом нарушается действующее жилищное законодательство.
Депутат Госдумы, член Комитета по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству Галина Хованская в интервью Bigness.ru отметила, что, безусловно, принятие подобной меры - хороший шаг. По ее словам, такие вопросы действительно должны решаться общим собранием собственников. Г.Хованская также отметила, что было бы необходимо внести и ряд устрожающих мер по размещению рекламы с точки зрения архитектурного облика города, дабы различные растяжки и транспаранты не портили его исторические виды.
Если в доме даже одна квартира принадлежит собственнику (приватизирована им), а остальные муниципалитету, то дом уже является общим, а не муниципальным. В таком случае и стена дома, и крыша считаются общим имуществом, и вопрос о размещении рекламы должен решаться только с участием собственников помещения, подчеркнул Д.Гордеев.
Муниципалитет, если он не является собственником дома, может вмешаться в размещение рекламы, только если реклама не соответствует каким-то требованиям законодательства. Например, рекламодатели не соблюли должных размеров, не заплатили госпошлину или реклама мешает движению транспорта.
Но принципиально решать вопросы по размещению рекламы может только общее собрание собственников помещения.
По словам Д.Гордеева, эта мера уже давно должна была бы реализовываться. Законопроект себя оправдает, говорит ведущий юрисконсульт Фонда «Институт экономики города», если в нем будут четкие формулировка, которые заставят муниципалитеты прекратить игнорировать собственников.
Но, в принципе, действующего законодательства уже достаточно, чтобы муниципалитеты так не делали, отметил он. «Беда в том, что муниципалитеты очень часто плюют с высокой колокольни на федеральное законодательство, а правоохранительные органы не всегда реагируют», - подчеркнул Д.Гордеев. Он также заметил, что «когда муниципалитет берет деньги за рекламу в свой карман, это равносильно грабежу». И так происходит очень часто. Таким же образом муниципалитет очень часто сдает в аренду общие подвальные помещения, которые, согласно ЖК, являются общим имуществом собственников помещений в многоквартирном доме.
«Не удивлюсь, если после принятия новой нормы отдельные муниципалитеты будут ее обходить. Но вектор, по которому действует законодательство, пытаясь прекратить нарушения, очень правильный», - уверен наш собеседник.
Д.Гордеев также напомнил, что размещение рекламы, тем более в больших городах, тем более на центральных улицах стоит очень больших денег.
По словам Д.Гордеева, муниципалитеты частенько размещают свою рекламу, вообще никому ничего не уплачивая. Например, в разных районах Москвы на стенах домов можно увидеть огромные транспаранты с названиями того или иного административного округа. По словам Д.Гордеева из фонда «Институт экономики города», муниципальные власти, размещающие такие надписи, «ни копейки не платят», а должны платить как за рекламу.
Д.Гордеев также пояснил, что доход от размещенной на жилых домах рекламы, то есть от использования имущества, полностью должен поступать собственникам. Однако не в личное пользование, а на общие нужды. На сумму, полученную от рекламодателей, собственники в праве или попросить скидку на обслуживание, содержание или капитальный ремонт дома, или же за счет этих средств попросить дополнительные услуги по обустройству.
В бюджет же должны поступать только те платежи, которые рекламодатель обязан заплатить по установленным ставкам за размещение рекламы, уверены наши эксперты.
Дарья Юрищева