Спад в туристическом бизнесе уже зафиксирован. В кризис люди стараются экономить на отдыхе. Впрочем, отечественный экстремальный туризм набирает обороты. Российское заполярье, судя по всему, лучше всех снимает кризисный стресс.
Начальник Управления по спорту и туризму Чукотского АО Ирина Рябухина заявляет, что туризм в приполярных регионах становится востребованным на мировом рынке и Чукотка стремится не отстать от зарубежных конкурентов. По словам И.Рябухиной, этому способствует целый ряд факторов: усталость населения от урбанизированной среды обитания, рост популярности природоориентированных видов туризма: спортивного, приключенческого, экстремального, экологического, а также стремление к отдыху в местах, минимально затронутых вмешательством человека.
Приполярный туризм совмещает в себе три направления: охоту, так называемый этнотуризм и непосредственно «тревелинг» (поездки или круизный туризм), рассказал Bigness.ru ведущий эксперт Всероссийского научно-исследовательского института потребительского рынка и маркетинга (ВНИИПРиМ) Дмитрий Абзалов.
Предложения на рынке полярного туризма в России в большинстве своем относятся к премиум категории или реже к классу lux service. Связано это в том числе и со сложностями транспортировки. «Заброска» туристов, как правило, осуществляется вертолетами и воздушным транспортом. В связи с особенностями навигации добираться автотранспортом достаточно сложно.
Тем не менее, инфраструктура приполярного туристического бизнеса в России в последнее время достаточно динамично развивалась и к текущему году активно проработана.
Д.Абзалов подчеркнул, что на премиум сегменте, безусловно, сказалось падение спроса в связи с кризисом, но не столь значительно, как на массовых сегментах. Ведь в этом сегменте большее значение имеет не валовое количество туристов, а индивидуальный подход к клиентам. Д.Абзалов отметил, что по российским приполярным направлениям имеет место и региональный туристический поток, прежде всего из нефтедобывающих регионов.
Д.Абзалов считает, что падение спроса и в сегменте приполярного туризма, безусловно, будет развиваться в ближайшие полгода. Начало сокращений топ-менеджмента и менеджмента нефтяных компаний сокращает и платежеспособный спрос.
Плюс ко всему российскому среднему классу, работающему в компаниях-реципиентах господдержки, будут снижены или вовсе отменены бонусы и премии.
Однако восстановление этого сектора, как индустрии меньшего объема, осуществится быстрее по сравнению с массовыми секторами. Восстановление же начнется к моменту прохождения кризиса, то есть, по самым оптимистичным оценкам, в конце 2009 года, либо уже в 2010 году.
Однако замначальника управления совершенствования законодательства в сфере туризма и лицензирования туристской деятельности Ростуризма Андрей Тютюнник на наш вопрос о том, наблюдается ли сокращение спроса на рынке приполярного туризма ответил, что не наблюдается. По его словам, предложения в этом сегменте действительно относятся к премиум-классу и, кроме того, их число ограничено. По его словам существуют и экологические «квоты» приема туристов. Большинство предложений бронируется за год-два. Поэтому на 2009 год все путевки практически уже оплачены.
А.Тютюнник уверен, что кризис не нарушит такого баланса: у кого были деньги на дорогие развлечения – те остались. Кто же не мог себе позволить приполярный туризм ранее, не позволит его себе и сегодня. Он также подчеркнул, что такие поездки чаще всего люди совершают один раз в жизни, поскольку это действительно дорогого стоит.
Дарья Юрищева