О важности поддержки малого бизнеса говорится много. Ведь нынешний кризис в первую очередь ударит как раз по нему. Однако у людей, занимающихся малым бизнесом в России, накоплен достаточный опыт выживания в трудных условиях. Главное, чтобы чиновники не чинили препятствий.
О необходимости поддержки малого и среднего бизнеса в России говорят в последнее время достаточно активно. Ведь эксперты не раз отмечали, что нынешний кризис в первую очередь ударит по некрупному бизнесу.
Причиной плохой конъюнктуры для небольших предприятий называлась практически полная недоступность для них кредитных ресурсов. В связи с кризисом ликвидности заемные деньги могут получить очень немногие и в основном крупные игроки. Следствиями же мирового финансового ожидаются консолидация и укрупнения бизнеса во всех сегментах.
Вместе с тем, поддержка малых и средних предприятий является приоритетной задачей во многих странах, борющихся с кризисом. Например, в США восстановление кредитования малого бизнеса стало одной из основных расходных статей в антикризисном пакете объемом $200 млрд.
В России необходимость поддержки малого бизнеса также обговаривалась на государственном уровне. Вчера, к примеру, московские власти решили выделить в 2009 году 5.4 млрд руб. на погашение разницы между рыночной стоимостью площади и льготной ставкой аренды для предприятий малого бизнеса.
Bigness.ru решил выяснить в чем же сильные и слабые стороны малого бизнеса, и как реально этому сегменту экономики в России можно помочь.
Преподаватель и координатор научных программ Международного института экономики и финансов ВШЭ Алексей Белянин отметил, что преимущества и недостатки малого бизнеса вытекают из его малости.
Наиважнейшим недостатком малых предприятий является отсутствие возможностей для покрытия потерь, связанных с падением спроса, что актуально для нынешнего кризиса. Например, крупный многоотраслевой холдинг может продать какой-либо невыгодный актив и развивать наиболее прибыльные сегменты бизнеса. Иными словами, крупной компании легче перепрофилироваться. Маленькая фирма зачастую занимается каким-либо одним видом бизнеса. В ситуации, когда этот бизнес становится неприбыльным, возможностей для маневра у малых компаний меньше. Слабость малого и среднего бизнеса в данном случае очевидна.
Но, с другой стороны, в малости и мобильности заключена и сила такого бизнеса. В известной степени малый бизнес, сложившийся в России в последние годы, много с чем сталкиваться, многое пережил.
Малые предприниматели научились перепрофилироваться и переквалифицироваться. Не секрет, что многие бизнесмены - это вчерашние «челноки», а по образованию многие из них - школьные учителя и инженеры. Способность приспосабливаться к разным условиям у таких людей может быть даже выше, чем у менеджеров крупных компаний. В этом смысле у малого бизнеса есть перспективы развития.
Главная же проблема, с которой сталкиваются малые предприятия, заключается в другом, считает А.Белянин. По его словам, малому бизнесу надо предоставить возможность работать, эффективно перестраиваться, уходить из неприбыльных сегментов в прибыльные. Если же сегодня эту возможность предпринимателям не предоставить, их недовольство может дестабилизировать и политическую ситуацию в стране. А русский бунт, как известно, бессмысленный и беспощадный, никому пользы не приносит.
Наш чиновничество уже научилось тому, что бизнес можно «доить», получать с него доход. Если в текущей кризисной ситуации чиновники не поймут, что аппетиты надо поумерить, это может кончиться печально.
В таком контексте становится актуальным вопрос о том, какие меры все-таки стоило бы предпринимать для поддержки малого бизнеса. А.Белянин отметил, что, прежде всего, необходимо было бы снизить налоги для малого бизнеса.
Также важной поддержкой была бы борьба с коррупцией на уровне чиновников средней руки. Борьба с взяточничеством в России - дело, конечно, обреченное, заметил наш собеседник. Однако важно хотя бы не закрывать глаза на то, что ущемления в отношении предпринимателей происходят.
Государство также должно способствовать и возможностям таких предприятий перепрофилирования. Для этого важна, в том числе, и мобильность рабочей силы. По словам А.Белянина из Международного института экономики и финансов, в настоящее время существуют достаточно «разумные» программы по стимулированию перемещения рабочей силы из Москвы в регионы. Деньги для участников программы предлагаются, конечно, «смешные». Однако если человек будет ехать в регион не с целью жить на госсубсидию, а с желанием реализовываться самому, то дополнительные средства от государства могут стать хорошим стимулом.
Потенциал в провинции достаточно большой. На фоне снижения количества трудоспособного населения, в регионах сосредоточено много ресурсов, в том числе и природных. Однако наш собеседник подчеркнул, что для успеха таких программ государство должно показать, что оно готово помогать тем, кто готов помогать себе сам.
Дарья Юрищева