ФАС вновь грозит нефтяным компаниям штрафами за завышенные цены на топливо. Однако эксперты сомневаются, что цена на бензин должны падать пропорционально цене на нефть. Да и почему бы не поддержать нефтяников, пусть даже за счет граждан?
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) вновь грозит нефтяным компаниям разбирательствами по поводу завышенных, по ее мнению, цен на топливо. На это раз ФАС собирается возбуждать дела против всех компаний, реализующих нефтепродукты в рознице.
«По данным мониторинга мы выявили 251 компанию, работающую в рознице, все они нарушают антимонопольное законодательство», - заявил глава ФАС Игорь Артемьев.
Однако это отнюдь не первая глава в истории борьбы антимонопольного ведомства и нефтяных компаний. Причиной непонимания между сторонами стал «конфликт позиций». Антимонопольная служба России считает, что цены на бензин и дизельное топливо снижаются недостаточными темпами. То есть, по мнению ФАС, поскольку цены на нефть с июльских рекордов упали более чем в три раза, то и цены на нефтепродукты должны были бы снизиться сопоставимо с этим показателем. Ведь в Европе отмечается именно такая динамика цен на топливо.
Напомним, что ФАС уже штрафовала «Роснефть», «Газпром нефть», «ЛУКОЙЛ», ТНК-ВР на суммы от 1,1 млрд руб. до 1,5 млрд руб. за злоупотребление доминирующим положением на рынке топлива летом этого года.
Эксперты же сомневаются в бесспорности критерия ФАС по прямой зависимости цены бензина от цены нефти. Своеобразно спорит с этим и Арбитражный суд Санкт-Петербурга, который отменил решение ФАС, оштрафовавшую «Газпром нефть» на 1.356 млрд руб за якобы завышение цен на топливо.
О том, насколько обоснованы претензии ФАС и упадет ли все-таки цена на бензин в России, Bigness.ru расспросил специалистов.
Аналитик Rye, Man&Gor Securities Константин Юминов отметил, что, с точки зрения нефтяных компаний, с учетом падающих цен на нефть и по-прежнему большой налоговой нагрузки (в том числе и высокой экспортной пошлины), продажи нефтепродуктов являются некой «отдушиной». Этот сегмент помогает нефтяникам компенсировать снижение доходов от экспорта нефти. Поэтому те компании, которые больше связаны с нефтепродуктами и нефтепереработкой, на сегодняшний день чувствуют себя гораздо лучше тех, которые специализировались на добыче.
В свою очередь, доводы ФАС, что топливо должно дешеветь так же глубоко, как и нефть – спорны, считает К.Юминов.
Другой эксперт нефтяной отрасли, пожелавший остаться неназванным, считает сегодняшние цены на бензин «нормальными». По его словам, нефтяные компании при резком росте цен на нефть не повышали цену бензина до 50 руб. за литр, и цена летом не росла такими же темпами, что и цена на нефть. Так почему же сегодня «нефтяников» призывают ее снижать теми же темпами?
Наш собеседник подчеркнул, что в России нет четкой корреляции между ценой на нефть и ценой бензина. В то же время, ФАС имеет право проверять, так ли это, рассчитывать. Однако наш источник подчеркнул, что методология ФАС мало кому известна. Что антимонопольное ведомство считает рыночной ценой - неясно.
Почему же в Европе и Америке существенное снижение цен на бензин уже состоялось, и зависимость стоимости топлива от стоимости нефти наблюдается?
К.Юминов из Rye, Man&Gor Securities в ответ перечислил ряд факторов: нефтяная отрасль является для российского бюджета особенно важной, ФАС не имеет достаточных полномочий для принятия мер в отношении предполагаемых нарушителей; в развитых странах рынок нефтепродуктов более конкурентный; а также потребители на западе могут оказывать реальное воздействие на цены.
Источник, пожелавший остаться неизвестным, подчеркнул, что в России в принципе по-другому построен бизнес. «У нас прибыль формируется на уровне холдинга, а у них на уровне каждой бизнес-единицы, у них маржа формируется на каждом участке, а у нас в совокупности». Российские традиции таковы, что прибыль в холдинг может поступать от любого сектора компании и распределяться по разным секторам.
По словам К.Юминова, большие нефтяные компании к битве с ведомством готовы. Он также напомнил успех Газпромнефти в суде. Что же касается мелких компаний, то им придется «тяжелее». Если вести речь о совсем мелких перекупщиках, то им вполне возможно вообще придется потесниться с рынка.
Конечным потребителям, конечно, хотелось бы снижения цен на нефтепродукты, и чисто теоретически оно обосновано снижением цен. Для нефтяных же компаний розничная торговля одно из немногих средств, которое помогает им удержаться. Нефтяная отрасль, в свою очередь, является «щитом» российской экономики, который приносит очень большую долю бюджета России.
Наш анонимный собеседник согласился с К.Юминовым. По его словам, если антимонопольная служба загубит нефтяные компании, то бюджет лишится доходов, и ситуация в стране станет еще хуже.
Дарья Юрищева