Украину лишили возможности разрабатывать часть своего шельфа. Такие последствия несет решение Международного суда ООН о статусе украинского острова Змеиный. Теперь он не может считаться частью прибрежной линии Украины при делимитации континентального шельфа, с которым в Киеве связывали большие надежды.
Напомним, суд был инициирован Румынией, которая была заинтересована в признании маленького островка в дельте Дуная простой скалой. В противном случае жирный кусок многообещающего морского шельфа мог достаться Украине.
Чем же так интересен этот шельф? Уж очень много говорилось о несметных запасах углеводородов – газа и нефти – которых так не хватает в сегодняшнем мире. Тем более для европейских стран (и, особенно, Украине) – это и меньшая зависимость от России. Сколько и чего хранит спорный шельф – доподлинно неизвестно. Данные сильно разнятся. Партия регионов говорит о разведанных запасах в размере 10 млн тонн нефти и 10 млрд куб. м. газа. Руководитель украинского Центра энергетических исследований Константин Бородин оценивает запасы еще смелее: 200 млн. тонн нефти, или же в 200 млрд. куб. м. газа.
Впрочем, фантазировать можно сколько угодно. «Там вообще никогда не проводилась разведка – я могу это сказать профессионально», - заверил Bigness.ru руководитель экономических программ «Центра исследований корпоративных отношений» Вячеслав Бутко. Он подчеркнул, что ни СССР, ни Румынией, ни Украиной разведка ископаемых в акватории Змеиного не проводилась. «Я не исключаю, что там что-то есть, равно как и то, что там ничего нет», - отмечает он.
Аналитик ИК «Тройка Диалог» Валерий Нестеров согласился с тем, что никаких серьезных геологоразведочных работ там не проводилось. Он отметил, что подсчет запасов мог производиться по методу аналогии с другими похожими месторождениями, если, к примеру, намек на наличие полезных ископаемых был найден при анализе спутниковой или любой иной разведки.
Правда, при детальной разведке может вскрыться, что запасы есть, но они экономически неэффективны – то есть, нерентабельны. Это тем более актуально на фоне сегодняшних низких цен на нефть. Зачастую доля подтверждаемых запасов не превышает 5-10% от ранее озвученных объемов.
Поэтому при самом оптимистичном раскладе, сказал В.Нестеров в интервью Bigness.ru, 200 млрд куб. м. газа – это очень небольшие запасы.
«В любом случае, эта новость негативна для Украины, так как с шельфом они связывали надежды на некоторый уровень самообеспеченности газом. Какие бы не были там запасы, потеря части шельфа – всегда плохая новость», - говорит наш собеседник.
Остальные интересные для Украины шельфовые месторождения являются предметом споров с Россией.
По словам аналитика «Тройки Диалог», украинские компании в основном работают на шельфах в районе субботинского месторождения. Кроме того, среди ресурсов газа помечен район «Поднятие Палласа», который пока никем не разрабатывается.
Оба этих района являются предметом территориальных споров между Россией и Украиной. Есть протокол от 2007 года о совместной разработке «Поднятия Палласа». Правда, Газпром особого интереса к этим небольшим месторождениям не проявляет.
Промышленные запасы субботинского месторождения составляют около 100 млн тонн нефти. Это много, но аналитик сомневается в корректности этих сведений. В Палласе запасе оцениваются в 150 млрд куб. м. газа, из них извлекаемые – 75 млрд, из которых, по словам В.Нестерова, может быть подтверждено 10-20 млрд, что не решает проблему энергоснабжения.
Можно говорить о том, что разработка шельфа является единственным перспективным направлением развития добычи углеводородов на Украине, но реальные запасы вряд ли достаточно велики, чтобы решить задачу полного самообеспечения страны.
Сергей Малинин