Все больше банков отказываются от государственных средств, опасаясь влияния государства на политику банка. По крайней мере, такая тенденция сложилась в США. Однако позволить себе быть «гордыми» смогут лишь немногие. В России же о подобных отказах и речи не идет.
The Wall Street Journal опубликовала информацию, что все больше стабильных американских банков отказываются от предлагаемой государством помощи из средств Troubled Asset Relief Program (TARP).
В настоящее время как минимум 50 банков, которые могли рассчитывать на государственную помощь, отказались от государственных средств, пишет авторитетный деловой журнал. Отказавшимися стали преимущественно наиболее устойчивые небольшие региональные банки, которые, по замыслу авторов TARP, должны были стать основными получателями средств и восстановить нормальные объемы кредитования в стране.
Главные опасения банков заключаются в том, что администрация США может ужесточить регулирование для тех, кто воспользовался господдержкой. Администрация нового президента Барака Обамы грозится ввести более суровые ограничения для финансовой отрасли.
В настоящее время основными условиями получения финансовой поддержки являются ограничения по выплате дивидендов и компенсаций топ-менеджеров. Помимо этого, в TARP есть положение о том, что правительство имеет право в одностороннем порядке изменить правила предоставления средств. Это, прежде всего, беспокоит кредитные учреждения, передает The Wall Street Journal со ссылкой на исполнительного вице-президента United Bankshares Inc. Рика Адамс.
Так, на прошлой неделе United Bankshares отказалась от государственной помощи в $197.3 млн. Однако громкие заявления банков могут быть PR -ходом. Как пишет WSJ, демонстративный отказ от помощи можно расценивать как своего рода рекламу, рассчитанную на то, чтобы убедить инвесторов в том, что банку не нужны дополнительные средства.
Впрочем, эксперты Bigness.ru считают, что «банковской гордости» надолго не хватит.
Аналитик Альфа-банка Наталья Орлова сомневается, что процесс отказа от помощи может быть или стать крупномасштабным. В настоящее время в экономике денег на покрытие долгов ни у кого кроме государства нет. Возможно, некоторые банки пробуют найти негосударственных партнеров, однако вероятнее всего, что к государственной помощи в том или ином виде им рано или поздно прийти придется.
Ведь госпомощь не обязательно возможна через реструктуризацию и вливания в уставный капитал. Государственным структурам могут быть проданы «плохие» активы банка. По словам Н.Орловой нынешняя ситуация в банковском секторе сводится как раз к тому, что никто кроме государства не в состоянии оказать подобную поддержку. Что же касается опасения банков по невозможности выплачивать дивиденды, то Н.Орлова из Альфа-банка заметила, что сегодня многие банки находятся на грани банкротства и физически не могут платить акционерам.
Аналитик компании ИК «Атон» Инга Фокша считает, что банки могут позволить себе риск отказываться от госпомощи только при ряде условий: например, если банк «несущественно пострадал», и имеет приемлемое соотношение проблемных активов к основным. Одной из главных причин «скромности» банков является ограничение по выплатам дивидендов. Ведь как только банк перестает выплачивать дивиденды, он сразу же делается непривлекательным для потенциальных инвесторов.
Намерения же нового президента Барака Обамы сделать более прозрачными расходы банков можно считать вполне «адекватными» требованиями. Ведь, по меньшей мере, таких «непострадавших» банков немного. А необходимость контролировать - куда расходуются выделенные государством деньги - очевидна.
Бывали ли случаи подобного поведения банков в России? Специалисты не смогли вспомнить прецедентов.
По словам аналитика Альфа-банка Натальи Орловой, в России основная проблема как раз в обратном: государственная помощь доступна только узкому кругу игроков.
Аналитик ИК «Тройка Диалог» Ольга Веселова отметила, что в настоящее время та помощь банкам, которая сегодня осуществляется в России, является рыночным механизмом. Это не «вливание» в обязательном порядке, а поддержка тех, кто желает получить помощь. Однако в случае, когда банк находится фактически на пути к санации, действительно применяются скорее административные методы. Вместе с тем, и в этом случае, О.Веселова отметила, что не слышала ни об одном отказе. Инга Фокша из «Атона» также не смогла вспомнить ни одного прецедента отказа российского банка от помощи.
Дарья Юрищева