Без сомнения, в последнее время российский рынок недвижимости испытывает непростые времена. Однако, на первый взгляд, подготовка объектов к Олимпиаде и открытие новых торгово-развлекательных центров продолжается не менее динамично, чем раньше. Директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Ольга Широкова в интервью Bigness.ru рассказала о проблемах и новых достижениях рекреационной недвижимости.
Bigness.ru: - Понятие рекреационная недвижимость не столь давно и широко вошло в нас обиход, расскажите, пожалуйста, что же это все-таки такое?
О.Ш. - Давая определения, следует учитывать, что российский рынок достаточно «молодой». Даже по традиционным сегментам, таким как жилая и коммерческая недвижимость, классификация не до конца устоялась.
С рекреационными проектами еще сложнее, потому что о них заговорили только последние два-три года. Кто-то трактует это понятие довольно широко, причисляя сюда любое жилье на побережье или гостиничный комплекс вне центра города.
Мне ближе другое определение, предполагающее наличие объектов, связанных с оздоровлением, лечением, спортивными и развлекательными направлениями. Плюс особенности местности, в которой они расположены: целебные источники, грязи, горнолыжные спуски и т.п.
Bigness.ru: - Затронул ли кризис этот сектор строительства? И если да, то на сколько сильно по сравнению с другими?
О.Ш. - Кризис затронул все без исключения сегменты недвижимости. Сравнивать же силу влияния следует, на мой взгляд, по нескольким параметрам. Прежде всего, следует говорить о стадии проекта.
Рекреационные проекты в силу, прежде всего, молодости рынка, находятся преимущественно на ранней стадии – в этом плане рассматриваемый сегмент пострадал сильнее. Второй параметр – сроки возврата капитала. Вообще говоря, здесь тоже рекреационный сегмент не в выигрышном положении – окупаемость данных проектов длиннее, чем тех, что реализуются в «традиционных» сегментах.
Но есть еще два параметра, который как раз связан с этими «прочими равными» - емкость и насыщенность сегмента. И здесь можно однозначно утверждать, что рекреационные проекты выглядят значительно привлекательнее всех остальных – такого емкого и одновременно дефицитного сегмента в России больше нет.
Bigness.ru: - Уменьшилась ли доходность рекреационных объектов?
О.Ш. - Доходность существующих практически не уменьшилась – снижения стоимости проживания и услуг практически не происходит – где-то по причине сохраняющегося дефицита (кризис кризисом, но отдых, а особенно оздоровление – это то, от чего люди откажутся отнюдь не в первую очередь), где-то – вследствие изначально гуманных цен.
Bigness.ru: - Выгодно ли строительство таких объектов в столь непростые времена, как сейчас?
О.Ш. - Учитывая, что рекропроекты довольно долгосрочные, а на выходе из кризиса спрос на них восстановится, то именно сейчас самое время заниматься подобными проектами. Ведь, почувствовав восстановление доходов, потребители сначала увеличат расходы на потребление, отдых, развлечения, и лишь потом перейдут к долгосрочным покупкам. Кроме этого, это, наверное, единственный сегмент, где можно с уверенностью прогнозировать восстановление спроса и сохранение дефицита на среднесрочную перспективу.
Bigness.ru: - Хорошие ли перспективы имеют объекты, строящиеся к олимпиаде в Сочи?
О.Ш. - Если говорить о спортивных объектах – то их, скорее всего, ждет реконцепция или даже реконструкция. Что касается гостиниц, апартаментов, развлекательных и прочих чисто коммерческих объектов, то их судьба зависит от того, насколько качественно пройдет подготовка к Олимпиаде, насколько качественной будет инфраструктура, дороги, сервис. В любом случае, такая огромная страна как Россия имеет очень ограниченную полоску моря, часть которой приходится на Сочи. Поэтому развитие и превращение Сочи в качественный курорт – процесс неизбежный, вопрос только, сколько поколений россиян за это время успеет смениться.
Bigness.ru: - Уже не за горами сезон отпусков. Не упадет ли из-за кризиса спрос на курортную недвижимость?
О.Ш. - С точки зрения покупки, безусловно, упадет. При этом и до кризиса мы проигрывали в ценовой конкуренции многим зарубежным курортам. Сегодня на последние цены активно снижаются – будут снижаться они и у нас.
С точки зрения аренды и отдыха возрастет – отказавшись от покупки недвижимости, люди не откажутся от отдыха совсем. Может быть чуть короче будет пребывание на курорте, сократятся дополнительные расходы, но, учитывая, что кризис - время непростое, отнимающее много сил физических и моральных, восстановление, лечение и просто отдых становятся еще более актуальными
Bigness.ru: - Много ли сейчас рекреационных объектов? И кому они в большей степени принадлежат – государству, или находятся в частных руках?
О.Ш. - Объектов довольно много, преимущественно они уже частные. Хотя изначально большинство из них принадлежало государству: на два трети рекрофонд - это наследие советских времен.
Евстигнеева Екатерина