Победу над кризисом отметят на курортах

Без сомнения, в последнее время российский рынок недвижимости испытывает непростые времена. Однако, на первый взгляд, подготовка объектов к Олимпиаде и открытие новых торгово-развлекательных центров продолжается не менее динамично, чем раньше. Директор департамента консалтинга, аналитики и исследований компании Blackwood Ольга Широкова в интервью Bigness.ru рассказала о проблемах и новых достижениях рекреационной недвижимости.

Bigness.ru: - Понятие рекреационная недвижимость не столь давно и широко вошло в нас обиход, расскажите, пожалуйста, что же это все-таки такое?

О.Ш. - Давая определения, следует учитывать, что российский рынок достаточно «молодой». Даже по традиционным сегментам, таким как жилая и коммерческая недвижимость, классификация не до конца устоялась.

С рекреационными проектами еще сложнее, потому что о них заговорили только последние два-три года. Кто-то трактует это понятие довольно широко, причисляя сюда любое жилье на побережье или гостиничный комплекс вне центра города.

Мне ближе другое определение, предполагающее наличие объектов, связанных с оздоровлением, лечением, спортивными и развлекательными направлениями. Плюс особенности местности, в которой они расположены: целебные источники, грязи, горнолыжные спуски и т.п.

Bigness.ru: - Затронул ли кризис этот сектор строительства? И если да, то на сколько сильно по сравнению с другими?

О.Ш. - Кризис затронул все без исключения сегменты недвижимости. Сравнивать же силу влияния следует, на мой взгляд, по нескольким параметрам. Прежде всего, следует говорить о стадии проекта.

Рекреационные проекты в силу, прежде всего, молодости рынка, находятся преимущественно на ранней стадии – в этом плане рассматриваемый сегмент пострадал сильнее. Второй параметр – сроки возврата капитала. Вообще говоря, здесь тоже рекреационный сегмент не в выигрышном положении – окупаемость данных проектов длиннее, чем тех, что реализуются в «традиционных» сегментах.

Но есть еще два параметра, который как раз связан с этими «прочими равными» - емкость и насыщенность сегмента. И здесь можно однозначно утверждать, что рекреационные проекты выглядят значительно привлекательнее всех остальных – такого емкого и одновременно дефицитного сегмента в России больше нет.

Bigness.ru: - Уменьшилась ли доходность рекреационных объектов?

О.Ш. - Доходность существующих практически не уменьшилась – снижения стоимости проживания и услуг практически не происходит – где-то по причине сохраняющегося дефицита (кризис кризисом, но отдых, а особенно оздоровление – это то, от чего люди откажутся отнюдь не в первую очередь), где-то – вследствие изначально гуманных цен.

Bigness.ru: - Выгодно ли строительство таких объектов в столь непростые времена, как сейчас?

О.Ш. - Учитывая, что рекропроекты довольно долгосрочные, а на выходе из кризиса спрос на них восстановится, то именно сейчас самое время заниматься подобными проектами. Ведь, почувствовав восстановление доходов, потребители сначала увеличат расходы на потребление, отдых, развлечения, и лишь потом перейдут к долгосрочным покупкам. Кроме этого, это, наверное, единственный сегмент, где можно с уверенностью прогнозировать восстановление спроса и сохранение дефицита на среднесрочную перспективу.

Bigness.ru: - Хорошие ли перспективы имеют объекты, строящиеся к олимпиаде в Сочи?

О.Ш. - Если говорить о спортивных объектах – то их, скорее всего, ждет реконцепция или даже реконструкция. Что касается гостиниц, апартаментов, развлекательных и прочих чисто коммерческих объектов, то их судьба зависит от того, насколько качественно пройдет подготовка к Олимпиаде, насколько качественной будет инфраструктура, дороги, сервис. В любом случае, такая огромная страна как Россия имеет очень ограниченную полоску моря, часть которой приходится на Сочи. Поэтому развитие и превращение Сочи в качественный курорт – процесс неизбежный, вопрос только, сколько поколений россиян за это время успеет смениться.

Bigness.ru: - Уже не за горами сезон отпусков. Не упадет ли из-за кризиса спрос на курортную недвижимость?

О.Ш. - С точки зрения покупки, безусловно, упадет. При этом и до кризиса мы проигрывали в ценовой конкуренции многим зарубежным курортам. Сегодня на последние цены активно снижаются – будут снижаться они и у нас.

С точки зрения аренды и отдыха возрастет – отказавшись от покупки недвижимости, люди не откажутся от отдыха совсем. Может быть чуть короче будет пребывание на курорте, сократятся дополнительные расходы, но, учитывая, что кризис - время непростое, отнимающее много сил физических и моральных, восстановление, лечение и просто отдых становятся еще более актуальными

Bigness.ru: - Много ли сейчас рекреационных объектов? И кому они в большей степени принадлежат – государству, или находятся в частных руках?

О.Ш. - Объектов довольно много, преимущественно они уже частные. Хотя изначально большинство из них принадлежало государству: на два трети рекрофонд - это наследие советских времен.


Евстигнеева Екатерина
Как делить доли в бизнесе
Как делить доли в бизнесе
Правила игры
Многие предприниматели долгое время пребывают в состоянии неопределенности и недосказанности по многим параметрам взаимодействия с партнером. Поэтому важно договориться на берегу.
Как заключить мир с деньгами
Как заключить мир с деньгами
Финансы
Не любите думать о деньгах? Кажется, будто бы все вокруг ловко управляются со своими деньгами, все, кроме тебя самого? Правда в том, что деньги – это инструмент, и мы сами решаем, где и как мы его приложим.
Девять техник ухода от прямого вопроса
Девять техник ухода от прямого вопроса
Правила игры
Если природа одарила вас даром красноречия, лейте воду. Чем больше слов, ни к чему вас не обязывающих, тем лучше.
Восемь способов начать работать
Восемь способов начать работать
Карьера
Ловите вдохновение! Ваша работа должна быть вам в радость. Позитивный душевный порыв придаст вам новых сил. Если это не так, то советуем сменить вид деятельности.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Семнадцать советов, как всегда быть при деньгах
Карьера
Ваше время - деньги. Если время не приносит денег (или их эквивалента), время потраченное впустую. Поэтому, каждый день "лично!" продавайте что-то. Даже если это мелочь.
Ведьма Алена Полынь: Магия поможет стать успешным в своем деле Десять качеств успешных людей Десять правил успешного человека от мировых психологов Восемь ошибок при открытии своего дела Тринадцать полезных советов для убедительной речи
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Как развить самодисциплину? Пять мощных способов
Ресурсы
Вы можете развить самодисциплину подобно тому, как вы увеличиваете свою мышечную массу. Пусть пройдёт не одна неделя и не один месяц но, вы, в конечном итоге, добьётесь значительного прогресса.
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Дольщики ЖК «Высокие жаворонки» снова идут в суд
Недвижимость
Дольщики недостроенного жилого комплекса «Высокие жаворонки» завтра рискуют столкнуться с новым обманом - на сей раз речь о судебном слушании по двум искам.