Российский государственный бюджет на этот год все же могут порезать. На днях премьер-министр Владимир Путин поручил Минфину внести изменения в бюджет 2009 года исходя из мировой цены на нефть в $41 за баррель. Текущий вариант бюджета рассчитан из стоимости барреля в $95. С чего могут начать резать бюджетные расходы?
$41 за баррель – это одобренный правительством прогноз цены нефти в 2009 году. Сейчас нефтяные котировки крутятся где-то вокруг этого уровня, то падая до $36, то взлетая до $45. При такой прогнозной стоимости нефти, российский бюджет будет испытывать дефицит в размере 4-6%. Как ни крути, но доходы от экспорта нефти пока составляют основу российского благосостояния.
К этой проблеме есть два подхода – уменьшить аппетиты, сократив государственные расходы, либо финансировать дефицит из резервных фондов, где накоплены за несколько лет сверхдоходы государства от экспорта нефти.
Сокращать бюджет – не лучшая идея, считает ведущий эксперт Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования Дмитрий Белоусов.
«Мы должны в этой ситуации пойти на дефицитный бюджет, - уверен он. - Это ситуация, для которой мы и создавали резервные фонды». Конечно, это может разогнать инфляцию, но, в любом случае, денежная подкачка за счет резервных фондов на фоне дефицита денежного предложения,– это не так уж и плохо, делится эксперт с Bigness.ru.
«Если действовать совсем по-правильному, то стоило бы пересмотреть бюджетные обязательства, в частности, связанные с излишними функциями государства по контрольному надзору над бизнесом и т.д.», - говорит Д.Белоусов.
Одна из крупнейших расходных позиций – это зарплата бюджетников. «Учитывая кадровый кризис в государственной сфере её можно сократить вместе с сокращением функций государства», - отмечает наш собеседник.
Можно попытаться сократить инвестиционные программы, однако это тупиковый путь, считает Д.Белоусов. По его мнению, эффективность этого шага будет отрицательной: «сейчас государственные инвестиции играют важную роль, это как раз тот столп, на который можно опереть среднесрочное планирование».
По мнению эксперта, пересмотра заслуживает Гособоронзаказ. «Есть масса вопросов по ценам закупки вооружений. Они там, судя по всему, в ряде случаев избыточны», - говорит эксперт, но добавляет, что сомневается в возможности качественной ревизии в столь сжатые сроки.
Кроме того, эксперт ЦМАКП отметил уже начавшийся процесс сокращения финансирования по ряду целевых программ и соответствующих проектов – в среднем на 15-20%. Белоусов не считает это хорошим решением. По его мнению, режется тот самый спрос, которого не хватает в нашей экономике.
Он уверен, что дефицит бюджета в 4-5% - это нормальная ситуация, и «года на три нам резервных фондов хватит». А там, глядишь, и кризис кончится. Впрочем, в среднесрочной перспективе вопрос о повышении эффективности расходов и их «инвентаризации» должен быть поднят, считает эксперт.
Алексей Белянин, координатор научных программ Международного института экономики и финансов, также считает, что, по-видимому, бюджетного секвестра не избежать. Однако, по его мнению, это будет выражено в перераспределении ресурсов внутри расходной части бюджета.
Неприкасаемыми останутся сферы, затрагивающие интересы крупного бизнеса, сказал А.Белянин Bigness.ru, в том числе крупные инфраструктурные проекты. Так же останется нетронутым Гособоронзаказ.
«Могут пойти под сокращение предприятия, висящие на государственном бюджете», - говорит наш собеседник. Иными словами, может пройти ускорение приватизации оставшейся госсобственности.
Перераспределение расходов, по мнению А.Белянина, может пойти в пользу отраслей, которые больше всего будут нуждаться в поддержании рынка труда. «Где-то к весне станет понятно направление “удара безработицы”», - предполагает эксперт. Власти будут заниматься конкретными отраслями, где можно трудоустроить высвобождающиеся рабочие руки, считает он.
Сергей Малинин