Новой точкой роста американского автопрома могут стать электромобили. После того, как Конгресс США решил рассмотреть вопрос о выделении $13 млрд для спасения автомобилестроения США, крупнейшие компании отрасли решили сделать ставку на производство автомобилей на альтернативном топливе.
В частности, взоры представителей «большой детройтской тройки» (Ford, General Motors, Chrysler) обратились к автомобилям на электрической или комбинированной (бензо-электрической) тяге.
Экономический кризис придал дополнительный шарм этим разработкам. Киты американского автопрома в ближайшие годы намериваются переориентировать свое производство на выпуск именно этих экономичных машин.
Электрические батареи, сегодня выглядят предпочтительнее других чистых технологий, например водородных. Предполагается, что новое поколение электромобилей поступит в свободную продажу в США в следующем году, хотя спрос на них будет сдерживаться по причине отсутствия сети обслуживающих станций для подзарядки батарей.
Наиболее оптимистично настроена компания « Chrysler », аналитики которой прогнозируют довести продажу электромобилей до 100 тысяч в 2013 году. Со своей стороны « General Motors » заявляет, что сможет довести производство до 60 тысяч в год, начиная с 2010 года, после схода с конвейера первого автомобиля нового поколения. На выставке, которая проходит сейчас в Детройте, компания показала новую модель «Chevrolet Volt» - гибрид, оснащенный электробатареей и бензиновым трехцилиндровым двигателем. Только на батареях без подзарядки автомобиль сможет пробежать 64 километра.
В случае исчерпания заряда батарей, генератор, приводимый в движение бензиновым двигателем, их подзарядит.
Президент « General Motors » Ричард Вагоунер (Richard Wagoner), заявил, что этот электромобиль «является прототипом автомобиля будущего». «Крайслер» тоже представил новые модели, снабженные электробатареями, среди них: 200CV EV Concept и Jeep Patriot. Однако компания не сообщила о плане и графике их производства. Находящийся в глубоком кризисе, «Крайслер» закрыл на месяц свои заводы и получил финансовую помощь от государства в $1,5 млрд. Руководство фирмы полагает, что разработка новых типов двигателей для электромобилей привлечет новые государственные инвестиции.
По словам некоторых конгрессменов-демократов, избранный президент Барак Обама, включит расходы на развитие автомобилестроения в «План восстановления экономики», под который из бюджета выделяется $600 млрд.
Отметим, что выделение американскими властями льготных кредитов концернам «большой детройтской тройки» обсуждается уже несколько лет. Изначально целевым назначением этой помощи должны были стать инновационные технологии (в частности, по разработке экономичных машин). Точнее речь шла о компенсации автоконцернам их затрат на эти исследования.
Предполагаемый объем поддержки составлял $25-50 млрд. Однако потом эти средства стали рассматриваться исключительно как стабилизационные кредиты – у гигантов американского автопрома настали тяжелые времена. Собственные маркетинговые ошибки, а также влияние мирового финансового кризиса привело их на грань банкротства.
«Я очень удивлюсь, если на разработку и производство электродвигателей нового поколения не будут выделены средства», - сказал сенатор от штата Делавера Том Карпер (Tom Carper) в интервью газете The Detroit News, пишет El Pais. «Да, мы обсудим этот вопрос в Сенате, очень важно, чтобы мы выпускали двигатели у себя в Америке», сказал Карпер. Одной из причин, сдерживающих производство электромобилей, является быстрая разрядка батарей.
Современные электрокары в день покрывают расстояние до 60 километров, что конечно не так и плохо для городской машины, но для поездок на большие расстояния этого недостаточно. Некоторые компании уже ведут изыскания в этом направлении. Проект Better Place, например, разработан для создания сети станций, которые будут осуществлять подзарядку батарей литий-фосфатного типа. На сегодняшний день они апробируются на двух моделях: Renault Mégane и Nissan Rogue.
«Это будет наиболее дешевая из существующих систем. Стоимость бензина в двигателях внутреннего сгорания составляет 78 центов за милю пробега, за милю пробега электромобиля вы заплатите всего 32 цента», поясняет Шай Агасси (Shai Agassi), возглавляющий компанию Better Place с центром в Калифорнии.
«Помимо этого, со своими стратегическими партнерами мы могли бы создать сеть станций подзарядки, которые будут функционировать так же, как сейчас бензиновые. Замена батарей будет несложной, и стоить дешево. Это система будущего», - сказал Агасси.
Любовь Люлько