К 2010 году в Москве планируется завершить снос ветхих пятиэтажек «сносимых» серий. Однако финансовый кризис может серьезно помешать осуществлению расселения жильцов домов, запланированных под снос, а соответственно и самому сносу.
В Москве продолжается многосерийная история расставания с советским жилищным наследием – сносом ветхих пятиэтажек.
Программу сноса ветхого пятиэтажного фонда, к которому относятся пятиэтажки «сносимых» серий, столичные власти планируют завершить к 2010 году. Такое заявление вчера сделал первый замруководителя департамента городского строительства Владимир Хайкин.
«Нам необходимо перейти к сносу пятиэтажной застройки так называемых "несносимых" серий там, где это соответствует пожеланиям жителей и соответствует перспективам и требованиям развития города», - цитирует его слова Интерфакс.
Необходимость сносить «несносимые» пятиэтажки может показаться парадоксальной и сбить с толку неосведомленного читателя.
На вид дома сносимых и «несносимых» серий похожи, и найти между ними различия непросто.
Однако уже летом стало известно планах пересмотра программ развития города с целью перехода к полному сносу пятиэтажного жилого фонда, построенного по типовым проектам. ИНыми словами, снести также пятиэтажки, первоначально отнесенные к несносимым сериям.
Однако парадоксальные ситуации в истории с пятиэтажками на этом не заканчиваются.
Заместитель директора направления «Реформы в сфере недвижимости» фонда «Институт экономики города» Леонид Бандорин в интервью Bigness.ru пояснил, что важнейшим элементом, предшествующим сносу здания, является расселение его жильцов. Расселение ведется двумя способами: в переговоры с расселяемыми вступают либо инвесторы, либо городские власти.
Вместе с тем, жильцы пятиэтажек могут быть собственниками, либо не-собственниками (иными словами, владельцами приватизированных или неприватизированных квартир). Тех, кто проживает по соцнайму, можно переселять в любом случае. Квартира же, оформленная в собственность, не может быть принудительно изъята с целью строительства нового жилья, напомнил Л.Бандорин.
Инвесторы при расселении всегда были более лояльными к жильцам. На фоне большой дельты прибыли у коммерческих строителей была возможность договорится с теми собственниками, которые хотели получить максимальное возмещение от продажи своей собственности, то есть значительно большее, чем это предусмотрено московским законом «Об обеспечении жилищных прав граждан при переселении и освобождении жилых помещений (жилых домов) в городе Москве». Известны случаи, когда собственник однокомнатной квартиры получал за нее сумму в 10 раз большую рыночной цены.
Однако щедрость инвесторов объяснима - таких энергичных и толковых собственников на приблизительно 100 квартир средней пятиэтажки всего один-два. Большинство жильцов рады получить жилье приблизительно на тех же условиях (что и предусмотрено указанным московским законом), только бы переехать из ветхого жилища в новостройку.
Кроме того, в данном московском законе «забывается» о том, что согласно федеральному законодательству, собственники имеют право вообще не соглашаться на изъятие собственности ни на каких условиях, отметил Л.Бандорин.
Городские власти договариваться, как инвесторы, не умеют, да и не вправе, ведь они расходуют бюджетные деньги. Город может расселять лишь в квартиры, построенные по городскому заказу (так называемое социальное жильё), и у него нет средств покупать на вторичном рынке квартиры для удовлетворения потребностей грамотных собственников.
Та работа по расселению пятиэтажек, которая проводится в Москве с 1996 года (а это действительно огромный объем расселенных квартир – более 60% панельных пятиэтажных домов) осуществлялась преимущественно за счет инвесторов, подчеркнул Л.Бандорин.
С наступлением мирового экономического кризиса, который сильно сказался на девелоперах, темпы расселения непременно замедлятся. Оно будет возможным, только если в каком-то из запланированных к сносу домов не окажется тех собственников, которые не захотят довольствоваться малым или вообще не захотят продавать свою недвижимость. Однако практика показывает, что обычно они находятся, подчеркнул наш собеседник.
Дарья Юрищева