Государственная помощь российскому автопрому не осталась без внимания независимых профсоюзов. Межрегиональный профсоюз работников автопрома (МПРА) предлагает правительству РФ установить профсоюзный контроль за расходованием выделяемых в рамках «антикризисной программы» средств господдержки автопроизводителей.
Справка:
МПРА, объединяющий независимые профорганизации заводов Ford, «ТагАЗ», «Автофрамос», «АвтоВАЗ», Nokian Tyres, успел доставить немало неприятностей автоконцернам. Забастовки коснулись многих российских автомобильных заводов, и не везде их владельцам удавалось сломить волю независимых профсоюзов. Правда, в адрес МПРА порой звучали обвинения в выполнении политических заказов, а деятельность профсоюзного объединения называли «провокационной». Отметим, что практически везде независимые профсоюзы натыкаются на противодействие со стороны «старых», традиционных профсоюзных организаций.
Напомним, программа помощи российского правительства включает в себя не только стимулирование потребительского спроса на автомобили (путем компенсации до двух третей процентной ставки по автокредиту при покупке на сумму ниже 350 тыс. руб.), но и прямую денежную помощь. Так, на этот год уже выделено около 200 млрд руб. Правда, механизм распределения этих средств пока не выработан.
Но независимые профсоюзы уже рвутся на роль контроллеров. В своем сегодняшнем обращении МПРА призывает открыть для профсоюзов и публиковать в СМИ информацию о финансово-экономическом положении предприятий – от прибылей до зарплат топ-менеджеров, - чтобы возможные снижения зарплат работников могли быть вызваны исключительно объективными причинами, и распространялись в том числе и на управленцев.
Также, в МПРА убеждены, что автопредприятия, которым оказывается господдержка, про сокращении сотрудников должны быть обязаны выплачивать выходное пособие уволенному в размере его среднемесячного заработка на период кризиса до трудоустройства.
Кроме того, МПРА предлагает правительству РФ рассмотреть возможность освобождения заемщиков, потерявших в кризисное время работу в автопроме, от выплат на период безработицы по всем видам потребительских кредитов, приобретенных до ноября 2008 года.
А тех автопроизводителей, которые будут необоснованно ухудшать положение работников, нужно национализировать, уверены в профобъединении.
«Чего боятся профсоюзы? Они боятся, что эти деньги вновь вернуться в банки и пойдут на поддержание банков», - рассуждает исполнительный директор «Объединения автопроизводителей России» Игорь Коровкин.
У профсоюзов есть своя правда, отметил он в интервью Bigness.ru: они отвечают за занятость, за рабочие места, за социальную сферу. «Поэтому если выделенные деньги опять пройдут мимо предприятий, конечно, это приведет к сокращениям персонала и урезанием зарплат», - говорит эксперт.
Миссия «контролеров» для профсоюзов не является чем-то необычным. «В свое время были органы партийного, хозяйственного, народного контроля, которые шли через профсоюзы. Они контролировали расходы средств», - напоминает И.Коровкин.
Не видит ничего крамольного в наблюдательской функции профсоюзов и начальник аналитического отдела «АСМ-холдинга» Виктор Пашков. Правда, отметил он в интервью Bigness.ru, контроль со стороны профсоюзов должен осуществляться только под началом государственных наблюдателей.
Очень важно избежать спекуляций, считает Игорь Коровкин. «Всегда страшно, когда цель становится фетишем и на нем начинают строить бизнес», - сказал он Bigness.ru, приведя в пример американские профсоюзы, которые, по его словам, «сильно коррумпированы».
Напомним, из-за жесткой позиции американских профсоюзов, многим автопроизводителям Нового света не удалось вовремя провести коренные структурные изменения, неотъемлемой частью которых должно было стать сокращение затрат на персонал.
«Прокормить всех нельзя, - уверен И.Коровкин. - Другое дело, что при реструктуризации предприятие должно направить часть денег на переобучение сокращенного персонала. Никто не собирается просто выбросить людей на улицу».
«На мой взгляд, у нас есть «жирок» по рабочей силе, который можно убрать», - добавляет эксперт. Это - следствие отставания России по производительности труда.
Сергей Малинин